Монахиня спросила Святого Старца Паисия Святогорца:
— Геронда, в Ветхом Завете, в Четвертой Книге Маккавейской, говорится следующее: «Благочестивый помысел не искоренитель страстей, а их противник». Что это значит?
Преподобный Старец ответил:
— Смотри: страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысел помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает свое доброе состояние твердым, устойчивым, [его] страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть благочестивый помысел не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть.
В Четвертой Книге Маккавейской описаны [мучения], которые смогли перенести семь Святых Отроков, их мать Святая Соломонида и их учитель Святой Елеазар, имея благочестивые помыслы.. Я думаю, что писатель [Священной Книги] говорит об этом для того, чтобы ясно показать силу доброго помысла.
Один добрый помысел равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой. Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерными лучами поражают ракету противника еще на стартовой площадке и не дают ей взлететь.
Так и добрые помыслы: они предупреждают взлет злых помыслов с диавольских «аэродромов», на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух.
Поэтому, насколько можете, постарайтесь не дать диаволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца.
Если человек держит [в себе] пусть даже и «немного левый», то есть злой, помысел о ком-то, то какой бы подвиг он ни совершал — посты, бдение или что-то еще, — всё пойдет насмарку.
Чем поможет ему аскеза, если он не борется против злых помыслов, но принимает их? Почему он не хочет сначала очистить сосуд от грязного масляного отстоя, пригодного лишь на мыло, и только потом влить в него чистое масло?
Зачем он смешивает чистое с нечистым и делает чистое ни на что не годным? Один чистый, добрый помысел обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг.
К примеру, диавол воздвиг против юноши брань нечистых помыслов. Чтобы избавиться от них, юноша совершает всенощные бдения, постится, воздерживается от пищи и воды по три дня подряд. Однако один включенный им в работу чистый помысел обладает силой большей, чем все его бдения и пощения, и оказывает ему более существенную помощь.
✅Это глава из книги святого Старца Паисия Святогорца «Духовная борьба» - второго тома серии «Слова» Преподобного Паисия .
✅Кроме шести томов «Слов», которые мы перевели с греческого на русский и издали, рекомендуем нашу книгу «Житие Преподобного Паисия» .
Желаем нашим дорогим читателям насадить в себе помыслы добрые, чтобы в нашем сердце тоже цвели цветы🌼🌻🌷. ©Издательство «Орфограф», 2001-2021