Мы с Вами состоим примерно на 75% из воды, это факт, приблизительно 40 из которых получаем из пищи, а остальное необходимо принимать в чистом виде, либо в виде напитков. Добавлять что-то в воду человечество додумалось очень давно, однако сделать так, чтобы об этом напитке знало 98% людей на планете Земля, это смогла только Coca-Cola, которой на секундочку, уже 134 года, и все знают какова она на вкус. Но далеко не каждый знает какой Cola была вначале, какой тернистый путь прошла эта кампания, её создатели и напиток в частности.
А началось всё еще более ста лет назад. Создателем стал Джон Стит Пембертон, ничего особенного, обычная семья, окончил университет фармацевтической школы, попал на гражданскую войну в США, дослужился до полковника, и в 1865 году получил ранение. Пристрастился к наркотику под названием морфий, также как и многие ветераны войны в то время. Но Джон не собирался мириться со своей пагубной зависимостью, и решил заменить препарат чем нибудь другим. А так как выбор был небольшой, сделал его сам.
Вдохновляясь идеей кокаинового вина, химик-любитель уединился у себя на заднем дворике и начал химичить. Нахимичил и назвал получившийся сироп "Pemberton's French Wine Coca". Всё это произошло в 1885 году. Чуть позже из-за сухого закона, из названия пришлось убрать алкогольные мотивы, и осталось просто Coca-Cola. Это название кстати, придумал его бухгалтер Фрэнк Робинсон, и сам же его от руки написал красивыми фигурными буквами, которые по сей день красуются на логотипе.
Основными ингредиентами целебного сиропа были три части листьев коки на одну часть орехов тропического дерева колы. Да, листья коки там были именно те самые, из которых получали очень плохое вещество кокаин. Однако никаких злых намерений не было. Всё сугубо для лечения, так и запатентовали, лекарственное средство от любых нервных расстройств, и как говорил сам Джон Пембертон, лекарство помогало от боли в голове, гастрита и даже импотенции. Тем более кокаин тогда не был запрещенным веществом, ибо был слабоизучен и о его вреде для здоровья ничего не знали.
В 1886 году, сделав первую партию, суммарной стоимостью в 70 долларов, Джон передал продукт в крупнейшую аптеку Атланты, где один стакан продавался по цене в 5 центов. Сначала напиток ежедневно покупали в среднем по 9 человек, таким образом выручка с продаж в течении первого года составила около 50ти долларов, что даже не окупило изначальные затраты. Однако потом с сиропом приключилась интересная история, случайная, что напрямую повлияла на его развитие, о легенде.
Некий алкаш южанин заглянул в аптеку Джейкобса, и заказал тот самый сироп. Продавцу было лень идти к водопроводу и он предложил пропустить вместе с сиропом немного газировки. Тот согласился и пришел в восторг, насколько это было хорошо. После данного инцидента, все аптеки Атланты стали продавать Coca-Cola только в сочетании с содовой водой.
Появилась положительная тенденция в бизнесе, но здоровье создателя начало сдавать позиции. Да и капитала на дальнейшее расширение бизнеса у него не было. Потому Пембертон продал заветную формулу, и всё необходимое оборудование различным партнерам. Он умер в нищете 16 августа 1888 года, и был похоронен на кладбище для бедных, так и не застав расцвета своего сиропа.
Более того, мы бы могли о его творении вовсе не узнать, если бы не ещё одна случайность. Спустя некоторое время после смерти химика, в городе появляется бедный иммигрант из Ирландии, Аза Кендлер, у которого на кармане было всего ничего, 1 доллар 75 центов, но главный его козырь был в том, что он был уверен, что именно на этом месте ему точно повезёт. Мысль материальна, и в скором времени Кендлер заработал небольшие деньги и стал выкупать доли у тех, кому их передал Пембертон. Суммарно за 2300 долларов, на то время кстати, это были большие деньги, он всё выкупил, и со своим братом, а также двумя другими компаньонами, основал "The Coca-Cola Company".
Так и началась новая эпоха, иммигрант из Ирландии, по своей натуре был трезвенником и христианином, а потому трезво верил в успех безалкогольного напитка от всех болезней. Кендлер и Фрэнк Робинсон взялись за создание нового рецепта на основании оригинала, сделав его более вкусным и увеличив срок годности, не потеряв при этом лечебных свойств. Правда через несколько лет, антикокаиновая кампания достигла своего пика, и "The Coca-Cola Company" пришлось перейти на другой рецепт, который исключал кокаин в напитке. Хуже от этого не стало, ведь у штурвала был крайне изобретательный человек. Кендлер придумал не только новый рецепт, но и взрывные маркетинговые ходы. Так он например поставлял в аптеки бесплатную колу, в обмен на адреса клиентов, потом рассылал бесплатные талоны на халявную колу этим клиентам, и люди с удовольствием приходили и пробовали. А следующий стаканчик, который непременно следовал за первым, покупали уже сами. Ирландец также организовал и первую в истории рекламную кампанию с девизом "Пейте Coca-Cola, вкусную и освежающую". Так бизнес начал поднимать обороты.
В 1916 году появилась легендарная бутылка Coca-Cola,которая что тогда, что сейчас выделяется среди остальных. А фишка бутылки заключалась в тогдашней моде, ведь идея была взята с юбки годе, с перехватом ниже талии, которую так активно носили девушки того времени. Такой ход взорвал и без того неплохие продажи, а марка становилась всё более и более узнаваемой. В том же году Кендлер переходит на пост мэра Атланты, из-за чего приходится снять с себя полномочия главного управляющего кампании. А потом и вовсе продать её за 25 миллионов долларов. К тому времени он был уже очень богатым человеком, так что думаю он не сожалел о содеяном.
Купил кампанию бизнесмен Эрнест Вудрофф, и через 4 года, в 1923 году передал её своему сыну Роберту Вудроффу, и с этого момента для кампании началась новая история. Он внёс огромнейший вклад в развитие предприятия, пробыв в кресле главы кампании целых 60 лет. Роберт решил сделать акцент на качестве напитка, ввести единые стандарты производства и развивать бизнес по всему миру.
Маркетинг не прекращался ни на день. Летом 1928 года американская команда привезла тысячу ящиков на олимпийские игры в Амстердаме. После чего Coca-Cola и спорт стали как инь и янь. Кампания спансирует множество спортивных соревнований, а они естественно приносили и приносят популярность бренду.
Следующим немаловажным событием стал 1931 год. Тогда художник Хэдден Сандблум нарисовал Санта Клауса для рекламной кампании Coca-Cola. Придуманный им образ добродушного старичка одетого в красно-белый костюм, лицо которого он срисовал с самого себя же, ибо больше ничего в голову не пришло, стал настолько успешным, что теперь Санта людям представляется именно так как мы привыкли сегодня видеть его по телевизору на экране.
В дальнейшем кампания купила очень много марок, таких как соки Добрый, Моя Семья, Швэбс и Bonaqua, также Nextea и Nescafe, всё это принадлежит Coca-Cola. В 1989 году Coca-Cola разместила рекламу на Пушкинской площади в Москве, став первой иностранной кампанией, реклама которой появилась в России.