Найти тему

Русский мат это круто?

Предисловие.

Данная статья будет о русском мате. О том, много ли его в нашей повседневной жизни. Если да, то не слишком ли много или может быть наоборот, недостаточно. Но самое главное, мы с вами заодно разберёмся, свидетельствует ли обсценная лексика о деградации языка культуры и человека или мат сообщает нам нечто другое? Но прежде чем мы перейдем к сути сегодняшней темы, мне придется немного заспойлерить собственную же статью. Скажу сразу, что без соответствующих корней и слов от них образованных нам сегодня к счастью не обойтись, поэтому если вы эстет и ханжа, то лучше не читайте далее эту статью. Если же вы уверены в своей адекватности, то добро блять пожаловать!

Cегодня мы не будем уделять большое внимание теме возникновения русского мата как феномена и даже не станем разбираться в великолепных работах Бориса Андреевича Успенского и его критиков, а поговорим скорее о более поверхностном, но как мне кажется, не менее интересном, о современном состоянии дел в области матерной речи в нашей с вами жизни.

Полный абсурд!

И так, мат. У нас с вами с одной стороны есть замечательный сборник матерных слов и выражений Татьяны Васильевны Ахметовой, а с другой стороны у нас книжечка КоАП РФ, которая прямо нам сообщает, что нецензурная брань и матерные слова могут быть расценены, как неуважение к обществу. А также, могут быть расценены, как оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности, если распространяются через СМИ, интернет и искусство. Подобные злодеяния могут расцениваться как мелкое хулиганство по статье 2.1 и ее подпунктов.

-2

И с одной стороны, я бы очень хотел полагаться на КоАП, однако, это очень сложно сделать, ведь в КоАП нет ни списка слов, ни даже запретных страшных корней, образуя слова от которых, человек может стать нарушителем общественного спокойствия. Нет там и указаний, как оценить степень неуважение к обществу или как замерить степень оскорбления человеческого достоинства. Нет там и понятий процедуры установления той меры, в которой мат может нанести вред общественной нравственности. Что это вообще такое, общественная нравственность, кто ее видел? Где у нас главный по общественной нравственности, когда его выбрали?

С другой же стороны, не будем прикидываться дурачками, ведь никому и не нужен ни КоАП, ни толковый словарь мата, чтобы знать о каких именно словах идет речь. То есть мат, это та часть языка, которая запретна, табуирована, маргинализирована, скрыта, но о которой все знают. Это как та самая коррупция, о которой все знают, но открыто не говорят, как будто это неприлично. Навальный говорил открыто, но где он сейчас находится, нам всем хорошо известно. Сказал о коррупции это почти сматерился на публике.

-3

Ну да ладно, сегодня не об этом. Сегодня сфокусируемся на нелепости самого табу, на произнесение мата в условиях, когда 100% населения отлично владеет им.

Нелепость табуирования мата.

Попробуем классифицировать мат. И понятно, что перечислить все слова и выражения нельзя, но это ведь и не требуется. Глобально большинство матерных слов строится производным путем от нескольких корней. Есть конечно же исключения, но правила есть правила. И так, всего таких корней четыре: хуй, пизда, ебать и блядь. И тут возникает проблема. Допустим, мы определим мат как любые слова производные от этих корней, плюс ряд исключений. Допустим. Но тогда возникает вопрос, а как определить оскорбительны ли эти слова или нет? Если они сами по себе не оскорбительные, то почему тогда их нельзя говорить?

Естественно, найдутся те, кто скажут, что мат это оскорбление само по себе, но те, кто это скажут, скорее всего, по уши увязли в сакральных мифах, которыми они окружены. То есть, что кроме родительских запретов, наставлений учительниц, страха перед общественным осуждением, вот что кроме этого говорит вам, что мат это оскорбительно? Лингвистические законы? Не знаю таких.

В общем, с верующими в оскорбительность мата как такового говорить не получится. Для остальных же должно быть очевидно, что чтобы мат наносил оскорбления, он как минимум должен нести такую интенцию. То есть, надо установить намерения говорящего, иначе, сами знаете, оскорблённых найти можно всегда и кара последует незамедлительно. Мы все знаем законы РФ, которые работают по этому принципу. Интенция оскорбить, как вы понимаете, может присутствовать, а может и нет, а само матерное слово при этом может никуда и не деваться. Например, вы можете сказать: «А не ахуел ли ты, автор, материться в своей статье?» Или наоборот: «Все таки как ахуенно автор матерится в этой статье». Видите, сами матерные слова сохраняются, но контекст их формы меняет смысл сказанного с осудительного на диаметрально противоположный. То есть, и эти слова сами по себе оскорбительной коннотации не несут.

Таким образом, как минимум не всегда матерное слово несёт в себе агрессию, негатив или намерение оскорбить, чаще всего несет противоположное - усиление эмоций или функцию междометия например. То есть, сама природа табу на мат это не столько про оскорбление, сколько про незримо общественные нормы, мифологемы убеждающие людей в том, что существуют маргинальный, низкий язык - мат, который должен быть запрещен и быть подвергнут остракизму. Есть какой то другой высший язык, чистый, пристойный. Это язык обыденной речи. И как раз по степени табуации мата мы все можем разделиться на несколько групп:

  • Те, кто считают, что мат неприемлем вообще никогда,
  • Те, кто считают, что мат неприемлем в пространстве общественного,
  • Те, кто считают, что от мата необходимо защитить только несовершеннолетних,
  • Те, кто считают, что мат неприемлем для женщин,
  • Те, кто вообще совершенно индифферентны ко всем этим запретам.

Не знаю, к какой из этих подгрупп относитесь вы, но лично я не приемлю мата от девушек. Это совершенно не женское дело. Фу блять, фу нахуй, когда женщина матерится, согласны?

-4

Почему именно женщинам мат так не идет, откуда мы вообще все это взяли?

Есть очень интересная статья:

Русский мат как мужской обсценный код: проблема происхождения и эволюция статуса. В. Ю. Михайлин

Утомлять вас ее полным пересказом я не буду, но если коротко, то в ней, в том числе говорится о существовании территории смыслов мужских и женских. Например, чисто мужскими территориями являются война, тюрьма, казарма, а женскими соответственно семья и дом. Эти территории порождают и свой язык, и свои табу. Что можно в одной территории смыслов, запретно в другой и так далее. Интересно, что само возникновение мата автор данной статьи связывает именно с мужскими территориями, в которых всегда существовала иерархия и деление на достойных и не достойных, опущенных и нет, старших и младших по званию. Так же, по метафоре автора было деление на культуру псов и культуру волков, которой он, кстати, находит массу историко-культурных подтверждений.

Отсюда же автор приводит и первичную формулу, от которой рождается русский мат – ёб твою мать, которая в первоначальной форме описывала как «пёс ёб твою мать», то есть, некто недостойный, не чистый, униженный совокуплялся с матерью того, кому наносится оскорбление. Отсюда и представление о мате, как о мужском языковом коде маркирующим своих в обществе и соответственно запретного для женщин.

Все эти культурно исторические исследования конечно очень интересны, но сейчас то мы с вами живем вроде как в другое время и кроме этих стародавних корней матерной речи на табуированную обсценную лексику еще влияет, по всей видимости, и традиция ассоциировать мат с чем то маргинальным. А случилось это после вхождения тюремной культуры в обыденную жизнь, когда мат и феня проникли в язык, после чего частым мнением стало представление о человеке, который использует мат, как о человеке малообразованном, маргинальном и глупым.

Но вот что я вам скажу, мои дорогие читатели, если единственной причиной, по которой мат вас так отвращает и отталкивает являются усвоенные мифологемы, которые ошибочно часто называют хорошим воспитанием, и нет никаких объективных причин считать мат ущербной речью, то может быть стоит пересмотреть свою позицию?

-5

Всегда ли мат хорош?

Очевидно, что нет. Если он служит свидетельством нищеты языка и не служит как средство выразительности, а скорее, как связка между словами, то конечно это убого. Но опять-таки, не жутко табуировано, а просто убого с моей точки зрения. Если же мат является единственно верным способом описать жизнь, то почему бы его не использовать. Помните как у Лимонова:

«Они выползли из домов в праздничной одежде, только сейчас, предварительно уже успев выпить пару тройку рюмок водки и закусить праздничной едой… Эди-бэби не такой как они, поэтому он стоит в рваных, мятых польских вельветовых брюках и желтой куртке с капюшоном. Стоит этаким Гамлетом Салтовского поселка и сплёвывает независимо.... Эди-бэби думает, что ебал он их всех. И еще он размышляет тоскливо над тем, где же ему достать денег » ©.

Так что, запрет на мат исходит из веры, что есть чистый язык и не чистый, а это неверно. Язык он один и должен быть живым! А для этого необходимо детабуизировать язык от мифологических представлений о территориях и смыслах. Мат может быть использован любым человеком вне зависимости от его пола. И вне зависимости от пола говорящего, он может оказаться убогим или крутым. Но вот как отличить великий русский мат от хуеты это уже решать вам самим.