Часть первая; часть вторая; часть третья
Порассуждаем теперь о второй «базовой родительской потребности»:
Ребёнок должен быть счастлив!
Детское счастье - с точки зрения родителя - делится на две категории: «счастье сейчас» и «счастье в будущем». «Счастье сейчас» синонимично физическому и психологическому здоровью, и вряд ли мне есть ещё что добавить к сказанному в предшествующих частях. А вот вторую категорию стоит обсудить, поскольку «завтрашнее счастье» - это не только здоровье. Это здоровье плюс успешность. Или самореализация. Или конкурентоспособность… Используйте любой термин, какой вам ближе; все они примерно об одном.
Успешность же предполагает владение неким набором навыков. То есть, это уже не только про образовательный формат (КАК учить), но и про образовательное содержание: про то, ЧЕМУ мы считаем необходимым научить своего ребёнка.
Главная задача образования в этом смысле – выявить сильные стороны ученика и предоставить ему все доступные ресурсы для развития в тех направлениях, которые соответствуют его способностям и интересам. (Конечно, существует обязательный «культурный код» - содержание, которым необходимо владеть независимо от того, интересно оно тебе или нет, просто чтобы комфортно чувствовать себя в своей социальной среде. Но какие именно знания и навыки входят в этот образовательный минимум – вопрос открытый.)
Это, так сказать, «взгляд изнутри». Но, помимо внутреннего мира ребёнка, есть ещё мир внешний и те требования, которые он, скорее всего, предъявит в интересующем нас будущем. То есть, существуют «объективные условия счастья» - те навыки, которые потребуются обязательно, при любом «внутреннем раскладе».
Что это за навыки? Тут, понятное дело, простор для футурологических упражнений. Я думаю, что упражняться надо в трёх направлениях:
1. Интеграция человека с искусственным интеллектом
О стремительном исчезновении с лица земли видов деятельности, не связанных с использованием цифровых технологий, - и появлении новых, «цифровых», - не рассуждает только ленивый. На самом деле, ситуация ещё более драматична.
Современное массовое сознание помещает искусственный интеллект (ИИ) в категорию феноменов, не имеющих практического отношения к повседневной жизни. Когда-нибудь, возможно… но пока что - это некая научная абстракция, которая должна больше интересовать фантастов, нежели широкую публику. Это большая ошибка. ИИ - уже часть нашей реальности. Он не только участвует в принятии нами решений, он принимает их за нас (какие приложения установлены на ваш смартфон? с какой целью вы ими пользуетесь? и сколь часто вы это делаете?) Более того, он формирует наше поведение, причём делает это исходя из собственной логики, которую – возьмём для примера социальные сети - никто уже не понимает и тем более не контролирует.
То есть, ИИ – уже полноценная составляющая ноосферы. В ближайшее время начнётся его прямая интеграция в наши психофизические процессы. Пока ещё цели и задачи ему ставит человек; но когда искусственный интеллект разовьётся до уровня собственного целеполагания, вид homo sapiens sapiens исчезнет. Его место займёт следующая эволюционная ступень: произойдёт, словами Рэймонда Курцвейла, слияние биологического и небиологического интеллекта. Случится это, по всей видимости, в пределах XXI века (если, конечно, человечество доживёт...) И если мы хотим, чтобы наши дети (и их дети) не повторили судьбу неандертальцев, денисовцев и прочих, от кого в нашем геноме остались лишь следы, мы должны помочь им адаптироваться к этому процессу.
Как помочь? Как минимум, надо исходить из того, что на перспективе в 10-20 лет все задачи, которые в состоянии решать компьютер - будет решать компьютер. Математические расчёты уже только закоренелые энтузиасты делают самостоятельно; рукописные тексты историки будущего будут воспринимать примерно так, как мы сейчас воспринимаем палеолитическую пещерную живопись; цифровой перевод обретёт безупречность уже в ближайшие годы… Как вы понимаете, список довольно велик. Что останется? – эксклюзивно человеческие функции, которые принято относить к сферам душевной и духовной жизни. Эмоции, эмпатия, совесть, вдохновение… ну и так далее. То есть, когда Илон Маск утверждает, что «детям необходимо углубленное изучение этики и морали» - он прав. Рефлексия, честность, гармоничность, независимость и самодостаточность, открытость и безоценочность, адаптивность – как вам такие предметы в школьной программе?
Поймите правильно, я искренне за то, чтобы ребёнок полноценно обучался математике (потому, что математика – это язык мироздания, а математическая логика – основа интеллекта), иностранным языкам (потому, что другой язык – это другая модель мира, а владение разными моделями мира и умение легко переключаться между ними обогащает, как ничто другое), и даже умел более или менее разборчиво писать (потому, что… ну, просто, почему бы и нет). Но надо понимать настоящий смысл этих (и всех прочих) навыков, и каждому из них отводить соответствующее место в голове и жизни, своей и ребёнка.
2. Ускорение темпа развития цивилизации
Тема не новая. Наверняка вы видели изображения временной прямой с наложенной на неё гиперболой, иллюстрирующей экспоненциальный рост скорости развития человечества от палеолита и до наших дней. «Первые технологические шаги (каменные орудия, огонь, колесо), отняли десятки тысяч лет. Для людей, живших в ту эпоху, технологические изменения даже за тысячи лет были едва заметны. К 1000 году нашей эры прогресс пошёл гораздо быстрее, и смена парадигмы происходила всего за одно или два столетия. В девятнадцатом веке мы увидели больше технологических изменений, чем за девять веков, ему предшествовавших. Затем, в первые двадцать лет двадцатого века, мы увидели более значительное развитие, чем за весь девятнадцатый век. Сейчас смена парадигмы происходит всего за несколько лет. Всемирной паутины, в её нынешнем виде, не существовало всего несколько лет назад, а десять лет назад её не было вообще.» (Это тот же Курцвейл, «Закон ускоряющейся отдачи», написано в 2001 году.)
И далее: «Скорость смены парадигмы (т.е. общая скорость технического прогресса) в настоящее время удваивается (примерно) каждое десятилетие... Таким образом, технический прогресс в ХХI веке будет эквивалентен тому, на что потребовалось бы ... порядка 200 веков. ...двадцать первый век станет свидетелем почти в тысячу раз больших технологических изменений, чем его предшественник.»
О чём это говорит вдумчивому родителю? Во-первых, о том, что время, когда знания передавались исключительно от взрослых к детям, миновало. Сейчас наши дети во многих областях актуального знания (и, главное, актуальной практики) намного компетентнее нас. А большая часть того, что знаем и умеем мы (и за что судорожно продолжаем цепляться), для них уже не актуально. Мы просто не успеваем.
Во-вторых, тот факт, что содержание урока может устареть за время урока, делает это самое содержание ещё менее значимым. Никто не может предсказать, какие знания и навыки будут актуальны во взрослом мире сегодняшнего ребёнка!
Более того, этот мир будет меняться с головокружительной быстротой. И без чего ребёнку в нём точно будет не обойтись - так это без гибкости, восприимчивости, готовности учиться и переучиваться, умения моментально и безболезненно вписываться в новые контексты и обстоятельства. Этому и надо учить, главным образом и в первую очередь.
Опять-таки, поймите правильно: конечно, есть базовые знания, которые актуальны уже тысячи лет и будут актуальны всегда. То есть, младшей школе точно нечего опасаться…
3. Междисциплинарность
Как мы все понимаем, мир един. Соответственно, и знание о мире - едино. Таким оно поначалу и было. Однако по мере совершенствования методологии и возрастания количества фактов человечеству пришлось разделить этот единый массив знания на сегменты – научные дисциплины. Физику, историю, математику… Разделить искусственно, для упрощения.
Сегодня – как ни парадоксально, в результате того же самого процесса, совершенствования методологии – пришло время "собирать камни". Ни на один из актуальных сегодня вопросов ни одна узкая дисциплина не может дать адекватного ответа. Пришло время междисциплинарности.
Но даже если бы просвещённое человечество уже не возвращалось - в силу объективной закономерности - к единому целостному восприятию мира, школу в любом случае нужно было бы вернуть к этой парадигме. Потому, что школьная физика, химия, география и биология – по сути, единый комплекс. Без географии, в свою очередь, не имеет смысла история. А математика вообще должна накрывать всё, как «тьма, пришедшая со Средиземного моря»… Кстати, о литературе - она предполагает знание истории и географии, это как минимум. Мой сын, который в последнее время много читает (принимаю поздравления!), каждый топоним идентифицирует по гугл-картам - а как иначе, если хочешь действительно понять написанное?
У нас история Древнего мира изучается в пятом классе, а география Евразии – в седьмом. «Бородино» Лермонтова и «Муму» Тургенева – тоже пятый, а война 1812 года и крепостное право в России – восьмой. И об этом можно до бесконечности...