Найти в Дзене
СОВБЕЗ

Битва за Индию: Всё сложно

Оглавление
Церемония открытия Aero India 2021, 3 февраля 2021 г.
© India Defence Exhibition Organisation
Церемония открытия Aero India 2021, 3 февраля 2021 г. © India Defence Exhibition Organisation

Пораженная, как и все другие аспекты нашей жизни, вирусом — в этом году авиасалон Aero India прошел довольно скромно, немноголюдно и тихо. Однако это спокойствие больше напоминает затишье перед новым раундом бури борьбы за индийский рынок вооружений.

Мы не мы, на Aero India 2021

Вопреки многообещающим анонсам наших официальных лиц и СМИ, на прошедшем авиасалоне наша страна представила исключительно уменьшенные макеты летательных аппаратов, а не натурные их образцы. И даже анонсированная международная премьера Су-57Э также обернулась лишь демонстрацией масштабной напольной модели истребителя. Не было даже нашего, традиционного уже для авиашоу последнего десятка лет, козыря — сверхманевренного истребителя Су-35.

Макеты отечественных боевых самолетов в российской экспозиции Aero India 2021
© фото Мария Лысцева / ТАСС
Макеты отечественных боевых самолетов в российской экспозиции Aero India 2021 © фото Мария Лысцева / ТАСС

И понятно, что, так или иначе, но свою роль тут сыграла пандемия, однако на фоне столь богатых анонсов, от факта отсутствия на статической стоянке и в программе полетов Aero India 2021 наших машин веет откровенной прохладой к данному мероприятию. И тем более это странно, с учетом того, что наши заокеанские визави не поленились и приволокли на авиашоу аж целый дальний бомбардировщик B-1B Lancer, тяжелый военно-транспортный самолет С-5 Galaxy и палубный истребитель F/A-18E Super Hornet, тем самым продемонстрировав охочим до знаков внимания индусам всю значимость данного мероприятия для США и их военно-промышленного комплекса.

Совместное дефиле дальнего бомбардировщика B-1B Lance ВВС США и индийских легких истребителей Tejas на Aero India 2021 © фото с ресурса idrw.org
Совместное дефиле дальнего бомбардировщика B-1B Lance ВВС США и индийских легких истребителей Tejas на Aero India 2021 © фото с ресурса idrw.org

Конечно, как явствует из фоторепортажа Марии Лысцевой, павильонная экспозиция у нас была действительно внушительной, и именно в павильонах идет основной "переговорный процесс" между спецами и политиками, но макеты и буклеты все ж таки не обеспечивают тот уровень представительства, какой обеспечивает реальная боевая техника.

Тем более, что зрелищные демонстрационные полеты наших истребителей — наш главный и традиционный козырь, безотказно работающий и приковывающий к себе пристальное внимание не только "детворы", но и специалистов, причём даже на западных авиасалонах в Ле Бурже и Фарнборо, где информационный фон для нас заведомо сложнее и токсичней. Почему отказались от данного козыря в этот раз, и на крупнейшем рынке наших вооружений? Лично для меня это загадка, которая не объясняется даже отсутствием так называемых открытых дней, когда вход на авиасалон открыт для всех, а не только для специалистов.

Пока всё неплохо, но потери растут

Если говорить об авиации и смежном с ней секторе, ПВО, то предыдущее десятилетие на индийском рынке ознаменовалось для нашего ВПК как целым рядом побед, так и поражениями. Победы — это безусловно огромный, стоимостью более пяти миллиардов долларов США контракт на поставку Индии зенитных ракетных комплексов С-400; пусть и трудное, но завершение контракта на модернизацию авианесущего крейсера «Викрамадитья» и поставка вместе с ним нескольких десятков палубных истребителей МИГ-29К/КУБ. Также к победам можно отнести договор о развертывании в Индии лицензионного производства почти двух сотен легких многоцелевых вертолетов Ка-226, однако данный договор реализуется с огромными проволочками и сложностями.

Индийские военные демонстрируют посадку в вертолет Ка-226 © фото Ростех
Индийские военные демонстрируют посадку в вертолет Ка-226 © фото Ростех

К поражениям же можно отнести проигрыш нашего МИГ-35 в первой итерации "Матери всех контрактов" — конкурса MMRCA, подразумевавшего поставку средних многоцелевых истребителей. И пусть контракт закончился "пшиком", в виде окончательного решения о поставке всего 36 машин, вместо изначально планировавшихся 126-ти, но так или иначе, около восьми миллиардов долларов утекли в карман Франции, победившей в данном конкурсе со своим истребителем Rafale.

Победитель конкурса MMRCA — французский многоцелевой истребитель Rafale ВВС Индии на статической экспозиции Aero india 2021 © фото Мария Лысцева, fotografersha.livejournal.com
Победитель конкурса MMRCA — французский многоцелевой истребитель Rafale ВВС Индии на статической экспозиции Aero india 2021 © фото Мария Лысцева, fotografersha.livejournal.com

Вообще, фирме Микояна и Гуревича не позавидуешь, она вынуждена работать в самом сложном секторе рынка легких/средних истребителей, где у отпрысков МИГ-29 множество очень сильных конкурентов, а новейший представитель нашей линейки средних машин, МИГ-35, пока не может похвастаться доведенностью и действительно серийным производством.

Демонстрационный прототип среднего многоцелевого истребителя МИГ-35
© фото Wikipedia
Демонстрационный прототип среднего многоцелевого истребителя МИГ-35 © фото Wikipedia

И также было бы необъективным не упомянуть о сложностях с обслуживанием уже поставленных МИГом корабельных истребителей, что в какой-то момент даже вылилось в политический скандал, возникший по итогам доклада для парламента Индии, в котором уровень боеготовности поставленных нами машин был признан крайне низким, а ситуация с поставкой запасных частей для них — сложной и крайней затянутой. Дело дошло до того, что в индийской прессе, и даже в парламенте, начали раздаваться призывы к отказу от наших палубных машин, в пользу французских или американских. И последние даже подсуетились и продемонстрировали индийской стороне возможность взлёта своего истребителя F/A-18 с трамплина, без использования катапульты. И кстати, это логично сочетается с тем фактом, что на эту выставку американцы приволокли именно F/A-18.

Всё-таки послепродажное сервисное обслуживание — традиционно общее слабое место нашего авиапрома, и военного и гражданского. Сказывается бюрократия, всё еще недоработанная система логистики и слаборазвитая сервисная инфраструктура, в виде тех же региональных сервисных центров.

Французы, впрочем, тоже не сидят сложа руки, и выиграв контракт на поставку своих Рафалей предлагают его палубную версию, тем более что такая у них давно есть и даже имеет какую-никакую, но все-таки статистику боевых вылетов.

И вот удивительная новость пришла с обсуждаемого авиасалона: Индусы представили проект своего нового палубного истребителя, который, ВНЕЗАПНО, до боли в глазах напоминает...французский Рафаль. Изначально то индийская авиапромышленность и военные планировали создать палубную версию своего многострадального ЛФИ Tejas, но теперь, как говорится, "концепция сменилась", и очевидно под чьим влиянием.

Макет концепта палубного истребителя Twin-Engine Deck Based Fighter (TEDBF), представленный индийской корпорацией HAL на Aero India 2021 © фото janes.com
Макет концепта палубного истребителя Twin-Engine Deck Based Fighter (TEDBF), представленный индийской корпорацией HAL на Aero India 2021 © фото janes.com

Впрочем, даже несмотря на сильно переработанный фюзеляж и два двигателя вместо одного, концепт явно не дотягивает до своего французского "вдохновителя", ограничиваясь предельной скоростью в 1,6 Маха и имея при этом на две тонны больший предельный взлетный вес. Тем не менее, вокруг перспектив наших палубных МИГов наблюдается довольно настораживающее движение, и с американской и с французской стороны, в совокупности с потугами самих индусов, явно при участии французской фирмы Дассо, Рафаль и разработавшей.

Другой довольно обидной потерей для нас стала потеря в секторе тяжелых ударных вертолетов, в котором некогда безраздельно правил наш, еще советский Ми-25, но на котором нас потеснил американский вертолет AH-64E Guardian, обыгравший наш Ми-28Н «Ночной охотник» в конкурсе на новый ударный вертолет. Впрочем, еще на этапе постановки требований к конкурсным машинам было понятно, что только американская машина сполна отвечает всем требованиям ВВС Индии, по той простой причине что у нашего вертолета отсутствовали, как класс, управляемые противотанковые ракеты с самонаведением и бортовая РЛС миллиметрового диапазона. Да и в целом, в части БРЭО и прицельного комплекса, американская машина была на голову выше всех других соискателей контракта.

Проводись этот конкурс сегодня, когда у нас к принятию на вооружение готовятся модернизированные Ка-52М и Ми-28НМ, вкупе с новыми ракетами ЛМУР и Гермес, итоги конкурса могли бы быть иными, однако пока всё обстоит так, как обстоит, и теперь нам остается надеяться лишь на новый конкурс, который имеет шансы на появление, с учетом малого количества американских машин, закупленных в рамках уже заключенного.

AH-64E индийских ВВС. На переднем плане можно видеть ракету AGM-114L Hellfire Longbow c активной радиолокационной головкой самонаведения
AH-64E индийских ВВС. На переднем плане можно видеть ракету AGM-114L Hellfire Longbow c активной радиолокационной головкой самонаведения

Проигрыш же нашего Ми-26 американскому CH-47 Chinook в конкурсе тяжелых транспортных вертолетов для индийских сил специальных операций был скорее результатом специфических требований к машине для спецназа, чем результатом каких то явных технических недостатков нашей машины, которая конечно же уникальна своей грузоподъемностью и вместимостью, но оказалась слишком уж большой и не оптимальной для высадок десанта на зачастую ограниченных площадках высокогорий и в джунглях. Но ради справедливости, оснащение конкурсной модели Чинука новейшей электроникой, обеспечивающей круглосуточное его применение, и комплексом обороны со станцией оптико-электронного подавления головок самонаведения ракет ПЗРК — конечно же сыграло на руку американцу. Впрочем, теперь и Ми-26, в версии Ми-26Т2В, тоже может похвастаться подобным комплексом обороны, на базе БКО семейства «Витебск».

Летный прототип Ми-26Т2В с блоками отстрела ЛТЦ и ДО и блоком аппаратуры оптико-электронного подавления © фото Ростех
Летный прототип Ми-26Т2В с блоками отстрела ЛТЦ и ДО и блоком аппаратуры оптико-электронного подавления © фото Ростех

Что касается "большой" авиации, то замена индусами наших базовых патрульных самолетов Ту-142 на американский P-8I Poseidon — была и вовсе безальтернативной, просто потому, что нам нечего было противопоставить американской машине, ввиду абсолютного отсутствия у нас новых, современных противолодочных самолетов. Впрочем, патрульных противолодочных машин в данной весовой категории нет не только у нас, а на мировом рынке, в принципе. Так уж получилось, что, кроме СССР и США, другие страны их просто не выпускали, а мы, после краха Союза, просто не имели ни средств ни серийно выпускающегося самолета, в качестве платформы для подобного патрульного комплекса.

Еще одним неприятным "сюрпризом" для нас стала частичная замена наших военно-транспортных самолетов Ил-76МД американскими C-17 Globemaster III, вкупе с закупкой американских средних военно-транспортных самолетов C-130J Super Hercules. Но опять же, в данных классах нам просто нечего было предложить индусам — серийного широкофюзеляжного военно-транспортного самолета у нас просто нет, как нет и аналога пусть старенького, но основательно модернизированного и серийно производящегося Геркулеса.

C-17 Globemaster III ВВС Индии
C-17 Globemaster III ВВС Индии

Завершая разговор о военно-транспортной авиации, нельзя не упомянуть и почивший в бозе российско-индийский проект MTA(Multi-role Transport Aircraft), ставивший целью разработку среднего многоцелевого самолета. Теперь Индия намерена закупить 56 машин C-295 у европейского концерна Airbus.

Таким мог быть наш совместный с индусами MTA © фото Wikipedia
Таким мог быть наш совместный с индусами MTA © фото Wikipedia

Да, сам проект самолета, создававшегося в рамках MTA окончательно не помер, а переродился в исключительно нашу программу разработки Ил-276.

Су-57 не устроил...но это не точно

Отдельной строкой стоит вынести эпопею с истребителем пятого поколения. Изначально в Индии существовала программа FGFA(Fifth Generation Fighter Aircraft), ставившая себе целью совместную с нами разработку истребителя пятого поколения для индийских ВВС, на базе нашего ПАК ФА, ныне известного как Су-57, но с учетом всех "специфических" пожеланий индийской стороны и широким привлечением к разработке и производству машины индийских КБ и предприятий. И пожелания у индийской стороны были настолько специфическими, что включали в себя создание двухместной версии машины. Плюс ко всему, данная программа подразумевала передачу Индии технологий производства частей и компонентов самолета.

Вложив в проект около трехсот миллионов долларов США, в счет оплаты предварительного проектирования индийской версии машины, Индия, после долгих лет переговоров и торгов, объявила об отказе от дальнейшего участия в нём, из-за якобы технической отсталости Су-57, в сравнении с западными аналогами. Однако громко хлопнув дверью, индусы все-таки оставили для себя маленькую щелочку, в виде заявления их министра обороны о том, что индийская сторона будет внимательно следить за дальнейшим ходом программы ПАК ФА, в рамках которой Су-57 и разрабатывается, и в случае если машина докажет своё соответствие современным требованиям, то индусы готовы вернуться к переговорам о его закупках.

Су-57Э на статической экспозиции авиасалона МАКС-2019
Су-57Э на статической экспозиции авиасалона МАКС-2019

Стоит отметить, что в среде индийских военных отношение к нашей "пятерке" куда более положительное и лояльное, чем в среде индийских политиков. А значит выход Индии из программы FGFA и демонстративный отказ от его закупок действительно может быть итогом политического и технологического торга, либо следствием влияния на индийский политический истеблишмент с некой третьей, заинтересованной стороны.

Впрочем, благодаря президенту Трампу и сенату США, запретившим продавать истребитель F-35 странам купившим наш ЗРК С-400, шансы на то, что Индия купит F-35, единственную реально существующую на рынке альтернативу нашей машине — теперь довольно призрачны. Однако шансы такие всё же есть, ибо США всерьез взялись за Индию и пока Су-57 не доведен до своего окончательного облика, что произойдет не ранее середины этого десятилетия, у Штатов и их политиков еще есть время всё переиграть и попытаться вытолкнуть нас и из этой ниши индийского рынка.

Дядя Сэм наступает

Отжав у нас сразу несколько ниш на индийском рынке, США на достигнутом останавливаться не намерены и с довольно большим рвением пытаются развить свой успех. На Aero India 2021 американская корпорация Lockheed Martin заключила с индийским правительством соглашение о намерениях, предусматривающее поиск путей вовлечения индийской промышленности, в лице индийской авиастроительной корпорации HAL, в производство истребителя F-21, который есть ни что иное, как новейшая версия предельно удачного легкого истребителя F-16, снискавшего себе славу самого массового, воевавшего и результативного истребителя четвертого поколения. Данный самолет является одним из основных претендентов на победу во второй итерации конкурса на закупку легких/средних многоцелевых истребителей для ВВС Индии. Программа подразумевает закупку 114 машин.

Дело в том, что сейчас в Индии особое внимание уделяется программе развития собственной промышленности "Make in India", которая направлена, в том числе, на максимальную локализацию производства закупаемых Индией вооружений. Так что суммировав реноме F-16, который действительно крут и многократно проверен в боях, в том числе и в воздушных — вырисовывается если уж не фаворит, то предельно опасный конкурент для наших и европейских боевых машин, участвующих в данном конкурсе.

Но конечно в минус США работает их любовь использовать ранее проданное оружие, как рычаг политического воздействия, что может быть не так критично для небольших и сравнительно послушных стран, но такому крупному игроку, как Индия, может и не подойти. Особенно памятуя о чувствительности, и даже обидчивости индийских политиков к такого рода методам политической работы с ними.

Что, всё так плохо? Нет, не всё

В этой статье, и в контексте завершившегося авиасалона, я коснулся лишь авиации, и в ней ситуация на индийском рынке для нас всё сложней, год от года. Сказывается открытость индийского рынка и всё увеличивающаяся конкуренция на нём. Но конечно наше присутствие на оружейном рынке Индии не ограничивается одной лишь авиацией, хотя в том же кораблестроении мы тоже сдаем позиции, причем даже ощутимей, чем в авиационном секторе индийского рынка.

Но есть ведь и безоговорочный монополист в индийской нише основных боевых танков, Т-90, и завод по производству стрелкового оружия, совместно открытый Концерном Калашникова и индийским оружейным консорциумом Ordnance Factory Board.

В секторе крылатых ракет у новой индийской ракеты Nirbhay явно прослеживаются черты всем нам знакомого Калибра. Производство же сверхзвуковых противокорабельных ракет, в рамках совместного российско-индийского предприятия Brahmos, так и вовсе безальтернативный вариант для Индии — ну хотя бы потому, что ПКР с подобными характеристиками больше никто на мировом рынке не предлагает, и даже если предложит, то это будет...Китай, с его клоном Брамоса/Оникса, ракетой Chaoxun-1. А Китай, как все мы знаем, главный геополитический противник Индии.

К тому же в перспективе по-прежнему маячит гиперзвуковой Brahmos-II, программа разработки которого также осуществляется при нашем участии, пусть с этой нивы и немного новостей, в последние годы. Но вряд ли Индия осилит довести данный проект до финала самостоятельно, без нас.

Возвращаясь к Су-57, стоит добавить, что данный истребитель по-прежнему является лучшим выбором для Индии, причем во всех отношениях. И чем больше у Китая появится своих истребителей-невидимок, таких как новый тяжелый J-20, тем сговорчивее Индия будет в вопросе закупок экспортной версии Су-57. Потому что, чего греха таить, отрыв Китая от Индии, даже с учетом того что первый сидит под тотальными санкциями на поставки вооружений и военных технологий — увеличивается семимильными шагами.

Короче говоря, всё сложно. Но я буду держать вас в курсе, дорогие читатели.

Понравилась статья? Подпишитесь! Только в блоге Sovbez.org вы найдете самую интересную и достоверную информацию об обороне, армии и ВПК.