Рисунок-это исключительный способ познать внутренний мир ребенка. Нарисуй себя, чтобы познать себя.
Ребенок изображает себе не только таким, каким себя ощущает, но и таким, каким хочет казаться. А значит, в рисунке запечатлен фотографический негатив его скрытого "Я", бессознательного. Он демонстрирует нам не только особенности ребенка и желания, но также его недостатки и странности - комплексы и проблемы.
Сам факт, что ребенок нарисовал автопортрет, говорит о том, что он готов принять себя таким, какой он есть. Правда, из-под карандаша некоторых детей, отказывающихся принять себя, выходят такие автопортреты, что их невозможно узнать, - подобным образом они выражают свои проблемы.
Некоторые дети отказываются рисовать свои автопортрет, опасаясь чего-то. Ребенок проецирует на рисунок осознанные и неосознанные конфликты, тем самым их высвобождая. Когда эти проблемы выражены на листке бумаги, ребенок может взглянуть на них по-новому.
Посредством рисунка ребенок может рассказать, что он чувствует и каким видит себя и свое окружение. Нужно учитывать информацию, которую ребенок получает о себе от других. Если школьнику с утра до вечера твердят: " Ты осел!"- на автопортрете ребенок нарисует себя с большими ушами.
А еще рисунок-это ценный подарок, который ребенок посвящает тем, кого любит. В наше время игнорировать рисунки детей непростительно. Родители приводят на консультацию к психологу или к врачу, потому что у ребенка плохие оценки в школе, или он же рассеянный, писается, витает в облаках или попросту "трудный".
Родители, грубо обращающиеся с ребенком, могут скрывать реальное положение дел и выдавать лживые доказательства его поступков. Посредством рисунка ребенок может рассказать, что он чувствует и каким видит себя и свое окружение. Д.Энгельгарт напоминает, что, "рисуя картинку, ребенок открывает в себе силу, а на письме-свое бессилие.
Вот почему рисование, задолго до того как будут освоены чтение и письмо, считается приоритетным занятием для ребенка". Детский рисунок-это полноценная речь. Рисунок-это язык сам по себе и крайне полезная психотерапевтическая техника, когда он позволяет установить необходимые для анализа связи. Каждый ребенок воспринимает мир по-своему. И смещает в его суженом восприятии накладывает отпечаток на те картинки, которые он рисует.