Задание 9 — первое по счёту задание по орфографии в тесте ЕГЭ. Оно проверяет знания и умения выпускников правильно писать безударные гласные в корнях слов.
Традиционно каждый год после проверки тестов ЕГЭ выясняется, что это задание лидирует по количеству ошибок.
Разберём суть задания и отметим основные "крючки" составителей, чтобы по невнимательности на них не попасться.
Существует три вида безударных гласных в корнях:
Проверяемые (можно проверить, подобрав проверочное слово: проверять тетради — проверка);
Непроверяемые (нельзя проверить, нужно запоминать или сверяться со словарём: интересоваться, оптимизм);
Чередующиеся (нельзя проверять, даже если кажется, что можно; писать нужно строго по правилам написания корней с чередованием: предлагать, поравняться, загорелый).
Важно!
Внимательно читайте задание: в нём может потребоваться найти строчки, где во всех словах есть 1) безударная гласная, проверяемая ударением;
2) непроверяемая безударная гласная; 3) чередующаяся безударная гласная.
Виды заданий:
I. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) компоновать, кондитер, мельчайший
2) мешковатый, шеренга, макающий
3) оставаться, примирение, родня
4) развеваться (на ветру), прибежавший, разливаться
5) сердечный, веселье, подарить
II. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) испарение, бетонный, примерять (платье)
2) пропаганда, пирамида, компьютер
3) часовой, располагаться, молниеносный
4) лаборатория, теоретический, радиатор
5) скачок, жестокий, зачарованный
III. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) подрасти, озарение, блестеть
2) увядание, привилегия, бережок
3) щебетание, выровнять, прижимать
4) загорать, собирать, косоворотка
5) отклонение, выгорел, понимание
Ученикам 11 классов не так уж сложно отличать слова с безударными проверяемыми гласными в корне от слов с непроверяемыми гласными в корне.
Сравните:
1) колонна, президиум, ярмарка
и
2) прибежал, горевать, увядание.
В первой строчке первые два слова явно заимствованы из иностранных языков. Сразу ясно, что у них непроверяемая гласная в корне. В русском языке тоже достаточно много слов с непроверяемыми безударными гласными в корнях. Слово "ярмарка" для нас привычно и понятно. Как ни старайся, не подберёшь ни одного проверочного слова к корню -ярмарк-.
Во второй строчке к каждому из слов легко подбирается проверочное слово:
прибежал (корень -беж-) проверочное слово бег;
горевать (корень -гор-) проверочное слово горе;
увядание (корень -вяд-) проверочное слово вянет.
Однако это задание лишь на первый взгляд может показаться простым. Умеешь подбирать проверочные слова, находить словарные слова, знаешь корни с чередованиями — считай, что балл у тебя в кармане. Не всё так просто. Составители ЕГЭ закладывают в задание множество подвохов, из-за которых выпускник может потерять этот балл.
Но есть и своеобразные подсказки, которые обязательно надо принимать во внимание. Рядом с некоторыми словами вы наверняка замечали пояснение в скобках, например: примерять (костюм), посветил (в темноте) и т. п. Эти пояснения подсказывают ученику лексическое значение слова.
Итак, одно из умений, которые проверяет это задание, — умение подбирать проверочные слова.
Важно это делать не поверхностно, а вдумываясь в смысл слов.
Невнимательные ученики часто путают безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению: залезать (в нору) – зализать (рану), отварить (овощи) – отворить (дверь), поласкать (ребёнка) – полоскать (бельё), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́рить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ет) флаг – развивается
(разви́тие) промышленность.
Подвохи бывают связаны с неразличением корней с проверяемыми гласными и корней с чередующимися гласными.
Прежде всего необходимо выучить корни с чередованием.
Корни с чередованием имеют определённое лексическое значение.
Рассмотрим те корни, в которых может возникнуть путаница. Последовательность корней соответствует их расположению в таблице:
- гар-гор — лексическое значение всегда связано с горением, высокой температурой и т. п.
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является проверяемой: пригорюнился — горе; горняк — горы; горделивый — гордость.
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является непроверяемой: например, горизонт — корень созвучный, но совсем другой (-горизонт-), да и лексическое значение другое.
- клон-клан — лексическое значение "поклониться, кланяться".
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является проверяемой: клонировать — (создание) клонов.
- твор-твар — лексическое значение "творить, создавать".
- зар-зор — лексическое значение связано со словом "заря".
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является проверяемой: прозорливый — зоркий.
- плав-плов — лексическое значение связано с плаванием.
- лаг-лож — лексическое значение "положить, разложить, приложить, располагаться".
- скак-скоч — лексическое значение "скакать".
- раст-ращ-рос — лексическое значение связано с ростом: "расти", "подрастать" и т. п.
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является проверяемой: росистое (утро) — росы; роскошный — роскошь; укрощать — кроткий; простоватый — проще; упрощать — просто; возвращение — возврат.
Также нельзя путать корень с чередованием раст-ращ-рос с созвучными корнями, в которых безударная гласная является непроверяемой: превращение, вращение.
- бер-бир — лексическое значение "брать, убирать", "собирать" и т. п.
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является проверяемой: бережок — берег; сбережения — бережный.
- дер-дир — лексическое значение "драть", "отдирать", "придираться".
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является проверяемой: деревяшка — дерево, деревья.
Также нельзя путать корень с чередованием дер-дир с созвучными корнями, в которых безударная гласная является непроверяемой: дирижёр, дирижировать, директива.
- мер-мир — лексическое значение "становиться неподвижным" (на время или навсегда): замереть, умирать.
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является проверяемой: примирение — мир; смирение — смирный, примерять — примерка.
- пер-пир — лексическое значение "опираться", "отпирать", "запирать", "отпираться".
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является проверяемой: пировать — пир.
Также нельзя путать корень с чередованием пер-пир с созвучными корнями, в которых безударная гласная является непроверяемой: пиротехника, спираль.
Важно: запомните, что слово "перила", хоть и имеет лексическое значение "опираться", но, по логике составителей ЕГЭ, гласная Е в этом слове является непроверяемой гласной, а не чередующейся.
- тер-тир — лексическое значение трения: "протереть", "вытирать" и т. п.
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является проверяемой: потерять — потеря; терпеть — терпит; терминология — термин; сатирический — сатира (корень в слове "сатирический" созвучен, но не идентичен корню с чередованием тер-тир: -сатир-).
Также нельзя путать корень с чередованием тер-тир с созвучными корнями, в которых безударная гласная является непроверяемой: теребить (корень -тереб-).
Важно: запомните, что слово "постирать", хоть и имеет лексическое значение трения (при ручной стирке бельё намыливают и трут, т. е. налицо значение трения), но, по логике составителей ЕГЭ , гласная И в этом слове является проверяемой гласной, а не чередующейся: постирать — стирка.
- блест-блист — лексическое значение легко понять из самого корня: "блестеть", "блистать".
- жег-жиг — лексическое значение "жечь", "зажигать" и т. п.
- стел-стил — лексическое значение "стелить", "расстилать" и т. п.
- чет-чит — лексическое значение "вычитать", "сочетать", "почитать" (относиться с почтением).
- кос-кас — лексическое значение прикосновения.
Нельзя путать с созвучными корнями, в которых безударная гласная является проверяемой : покосившаяся (избушка) — косо, косички — косы, выкосил (траву) — косит; косатка (в океанариуме) — косят (это животное получило своё название потому, что верхний плавник у него формой похож на косу, которой косят траву).
Также нельзя путать корень с чередованием кос-кас с созвучными корнями, в которых безударная гласная является непроверяемой: кастрюля, костёр. В этих словах корни хоть и созвучны корню с чередованием кос-кас, но совсем другие
(-кастрюл-, костёр-), да и лексические значения другие.
- мак-мок — лексическое значение связано с влагой: водой или другой жидкостью.
Нельзя путать корень с чередованием мак-мок с созвучными корнями, в которых безударная гласная является непроверяемой: макулатура.
- равн-ровн — лексическое значение "равный" (одинаковый), "ровный" (прямой, гладкий).
Отдельно следует сказать о чередованиях гласных а (я) с сочетанием букв им, ин. Такие чередования ученикам сложно заметить, тем более что, в отличие от всех остальных корней с чередованием, такие чередования не привязаны к каким-то определённым корням, которые можно заучить. Что делать? Внимательно читайте слова. Если заметили -ИМ-, -ИН-, попробуйте изменить слово. Если дан глагол, измените его вид: понИМать (несовершенный вид) — понЯть (совершенный вид); начИНать — начАть; проклИНать — проклЯсть (или однокоренное сущ. проклЯтье). Если ИМ-ИН при таком изменении слова заменяется на А-Я, значит, перед нами корень с чередованием.
- Если для вас актуальны вопросы подготовки к тестовой части ЕГЭ по русскому языку, подписывайтесь на мой канал и задавайте свои вопросы в комментариях.