Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм, где режиссёрами были оператор и мультипликатор

Не все режиссёры садятся в режиссёрское кресло сразу после окончания вуза, некоторые приходят к этой профессии спустя годы, набравшись опыта и поработав на съёмочной площадке в другом качестве. Вадим Дербенёв начал осваивать кино как оператор. На киностудии «Молдова-фильм» он был коллегой Михаила Калика и вместе с ним снял три фильма. Когда в 1961 году вышла милая история «Человек идёт за солнцем» Калика (у которой, кстати, оказалась непростая судьба), Вадим наконец решил попробовать себя в режиссуре. Весьма кстати ему попался на глаза сценарий о молодом парне, приехавшем в молдавское село.

Самому Дербенёву тогда ещё не было и 30, так что героя и его романтичные, хоть и не всегда разумные поступки он отлично понимал, да и в целом лиричный дух сценария, который написали молодые молдавские журналисты Леонид Рутицкий и Дмитрий Василиу и поэт Аурелиу Бусуйок, ему пришёлся по вкусу.

Именно с такой картиной ему захотелось дебютировать, так что он взялся за постановку. Перебрав вместе со сценаристами несколько названий («Лучшее место на Земле», «Океан белого света», «Путешествие в весну», «Костика и апрель»), Дербенёв остановился на варианте «Путешествие в апрель».

Кадр из фильма «Путешествие в апрель»
Кадр из фильма «Путешествие в апрель»

Съёмки были запланированы в Молдавии, поэтому в кадре было много артистов из этой республики. Однако на главную роль режиссёр выбрал артиста из столицы. Это был совсем юный и никому тогда не известный выпускник Щукинского училища Александр Збруев. Параллельно он снимался в другой ленте - «Мой младший брат», которая сразу же после премьеры выведет его в число любимцев страны. Но пока фильм лишь создавался, а Александр был просто дебютантом, пробовавшим силы.

Фото со съёмок. Александр Збруев
Фото со съёмок. Александр Збруев

Главную женскую роль Дербенёв отдал Раисе Недашковской, тоже молодой и пока безвестной. Ну и, пожалуй, не меньшую роль «сыграли» в лирической мелодраме потрясающие красотой молдавские пейзажи.

Съемочная группа расположилась возле города Сороки в Молдавии; там, возле села Трифауцы на берегу Днестра, и снимали фильм.

Киношники облюбовали неболшой кораблик «Гортензия», который ещё недавно работал на переправе у другого города, Рыбницы.
Фото со съёмок. Та самая «Гортензия»
Фото со съёмок. Та самая «Гортензия»

По просьбе киностудии «Гортензию» прислали на съёмки, где ей предстояло и появляться в кадре, и служить пристанищем для актёров и технического персонала.

На площадке, кстати, постоянно присутствовали и сценаристы, а многие сюжеты сценария переделывались прямо на ходу, поскольку характер главного героя вырисовывался буквально в каждом дубле.
Фото со съёмок. Режиссёр Вадим Дербенёв
Фото со съёмок. Режиссёр Вадим Дербенёв

Вадим Дербёнев, став режиссёром, передал камеру коллеге - Виталию Калашникову. И на этот раз картинка получилась совсем не такой, какой она была в предыдущей работе Дербенёва - «Человек идёт за солнцем». Если там стояла задача показать солнечный мир глазами мальчика, то теперь

нужно было демонстрировать дерзость юности, которая сочетается с бесхитростностью, желание героя отринуть прошлое и окунуться в новый для себя мир.

Камера Калашникова буквально заглядывала в глаза Александра Збруева, чтобы зритель мог проникнуть внутрь его персонажа, рассмотреть и понять психологию представителя нового поколения, искреннего, открытого, бескомпромиссного.

Фото со съёмок. Оператор Виталий Калашников
Фото со съёмок. Оператор Виталий Калашников

А чтобы зрителям было проще вникнуть, оказаться «в шкуре героя»,

Вадим Дербенёв придумал вставить в фильм сны в виде мультипликационных кадров.

Это был весьма необычный и любопытный ход, который разнообразил и украсил картину. А создал эти кадры Вячеслав Котёночкин, уже опытный мастер мультипликации, который наконец тоже попробовал себя в режиссёрском качестве.

Фото со съёмок. Актриса Лариса Данилина
Фото со съёмок. Актриса Лариса Данилина

Съёмки шли летом 1962 года, и атмосфера в группе царила благодушная. Во многом потому, что Вадим Дербенёв старался поддерживать товарищеский дух, а ещё и потому, что

почти все участники были ровесниками главного героя, молодыми энтузиастами, которые прекрасно понимали друг друга

и хотели сделать душевный, тёплый, понятный каждому зрителю фильм.

Фото со съёмок. Слева актёр Владимир Васильев, игравший капитана «Гортензии», справа - Иван Онча, реальный капитан корабля
Фото со съёмок. Слева актёр Владимир Васильев, игравший капитана «Гортензии», справа - Иван Онча, реальный капитан корабля

И, несмотря на то, что лента не стала большим хитом, а сегодня полузабыта, она после просмотра дарит ощущение, что всё равно всё будет хорошо. Важно только не сидеть сложа руки. Не правда ли?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8