О причине похода рассказали Ибн Саад и другие. Дошли слухи до мусульман от набатеев — это народ, который по торговым делам перемещался между Шамом и Мединой — что римляне снарядили огромное войско для нападения на мусульман и что с ними арабы племен Лахм, Джузам и другие из числа арабов-христиан, находившиеся под покровительством римлян. Их отряды достигли земель аль-Балька. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал призывать людей к выступлению. Ат-Табарани передал от Ибн Хусайна, что войско римлян насчитывало сорок тысяч воинов[1].
Было лето месяца раджаб девятого года хиджры. Было это в тяжелое для людей время, в период сильной жары и засухи, когда созревали плоды Медины. Поэтому Пророк ﷺ рассказал о том, куда направится войско, чего он не делал в других военных походах.
Kааб ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желая выступить в поход (против кого-либо), обязательно скрывал (свои истинные намерения, показывая, что намеревается предпринять) другой поход. (Так было и на сей раз, и это продолжалось) до тех пор, пока не настало время этого похода, в который Посланник Аллаха ﷺ выступил в страшную жару и в котором его ждали дальний путь, безводная пустыня и множество врагов. И он разъяснил мусульманам суть дела, чтобы они могли подготовиться к этому походу» [2]
Таким образом, данный поход стал трудным испытанием для души. Поэтому признаки лицемерия не преминули напомнить о себе тут и там. Но и искренняя вера проявилась в сердцах своих обладателей.
Лицемеры между собой говорили:
«Не пойдем в такую жару».
Один [3] из них сказал Посланнику Аллаха ﷺ:
«О Посланник Аллаха! Разреши мне остаться и не соблазняй! Ей-богу, все мои родичи знают, какой я поклонник женщин, и я боюсь, что не удержусь, увидев женщин племени аль-Асфар [4]».
Пророк ﷺ отвернулся от него и сказал:
«Разрешаю тебе остаться» [5]
Абдулла ибн Убайй разбил свой лагерь отдельно от Пророка ﷺ, ниже его лагеря, в стороне Зубаб близ Медины. Как утверждают, лагерь Абдуллы ибн Убайя был не меньше лагеря Пророка ﷺ. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь, Абдулла ибн Убайй отстал от него вместе с лицемерами и сомневающимися.
Вот что было ниспослано по этому поводу:
«Оставшиеся позади (не принявшиеся участие в походе на Табук) радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаха. Им было ненавистно сражаться своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: «Не отправляйтесь в поход в такую жару». Скажи: «Огонь Геенны еще жарче!» Если бы они только понимали!» [6]
А также следующие Слова Всевышнего Аллаха:
«Среди них есть и такой, который говорит: «Позволь мне остаться дома и не искушай меня!» Безусловно, они уже впали в искушение. Воистину, Геенна объемлет неверующих» [7]
Что касается уверовавших, то они стали приходить к Посланнику Аллаха ﷺ со всех сторон, он, да благословит его Аллах и приветствует, отдельно обратился к богатым с призывом помочь бедным со снаряжением и верховыми животными, и мусульмане стали приносить ему, что могли. Усман, да будет доволен им Аллах, пригнал триста верблюдов с седлами, [8] и принес десять тысяч динаров, рассыпав их перед Пророком ﷺ, после этого он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о нём так:
«Ничто не повредит Усману после того, что он сделал сегодня!» [9]
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, принес все свое имущество, a Умар, да будет доволен им Аллах, принес половину своего имущества, передал ат-Тирмизи от Зейда ибн Асляма, а тот от своего отца:
«В одно время Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал нам собрать деньги для проведения необходимого мероприятия. Тогда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра в благом деле. Я пересчитал все имущество и отнес половину его Пророку ﷺ. Тогда он спросил:
«Что ты оставил своей семье?»
«Половину того, что здесь», — ответил я.
После этого пришел Абу Бакр, принесший с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, задал ему тот же вопрос:
«Что оставил ты своей семье?»
Тот ответил:
«Я оставил им Всевышнего Господа и Пророка Его».
Тогда я подумал, что мне никогда не опередить Абу Бакра» [10]
Если этот хадис достоверен, то этот сбор денег был посвящен походу на Табук, как утверждает группа ученых.
К Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходили люди, которых потом называли «плачущими», просившие, чтобы он дал им верховых животных, он отвечал:
«Не на чем мне вас отправить».
Они уходили от него с глазами, полными слез от огорчения из-за того, что им нечего потратить на то, чтобы снарядить даже себя для похода.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил во главе тридцатитысячной мусульманской армии [11]. Однако наряду с ними в походе на Табук не приняли участие и некоторые истинные мусульмане, в силу тех или иных причин проявившие нерадение. Ими были: Кааб ибн Малик, Мурара ибн ар-Раби, Хиляль ибн Умайя и Абу Хайсама, однако последний, позже догнал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже в Табуке.
Передали ат-Табарани, ибн Исхак и аль-Вакыди о том, что, когда уже прошло несколько дней после отъезда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу-Хайсама вернулся домой. Был жаркий день. Каждая из его двух жен находилась в своей беседке, обвитой виноградной лозой. Они обе полили свои беседки водой, охладили ему воду и приготовили пищу. Он вошел, встал в дверях беседки, посмотрел на своих жен, увидел, что они для него сделали, и воскликнул:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, — под солнцем, ветром и жарой, а Абу Хайсама - в прохладной тени, для него приготовлена пища, у него красивая жена, он сидит на своем богатстве! Это несправедливо».
Потом он заявил:
«Клянусь Аллахом! Не войду ни к кому из вас в беседку! Поеду к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Готовьте мне снаряжение в дорогу!»
Они исполнили его приказ. Потом привел верблюда, на котором воду возят, и, оседлав его, поехал вдогонку Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Догнал его, когда он остановился в Табуке. В пути Абу Хайсаму догнал Умайр ибн Вахб аль-Джумахи, направляющегося тоже к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Дальше они поехали вместе.
Когда приблизились к Табуку, Абу Хайсама сказал Умайру ибн Вахбу:
«У меня есть грех, и ты не должен отставать от меня, пока я не дойду до Посланника Аллаха!»
Умайр сделал так, как он велел. Когда Абу Хайсама приблизился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, остановившемуся в Табуке, люди сообщили, что приближается верховой по дороге. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Должно быть, это Абу Хайсама».
Люди воскликнули:
«О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Это, ей-богу, Абу Хайсама!»
Когда Абу Хайсама слез с верблюда, подошел и поприветствовал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он погрозил ему:
«Поберегись, о Абу Хайсама!»
Потом Абу Хайсама поведал свою историю. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему добрые слова и пожелал ему добра.
Мусульмане претерпевали большие трудности в этом походе.
Передал имам Ахмад и другие о том, что на одном верблюде по очереди ехало по два или три человека. Доходило до такого, что некоторые из них забивали своих верблюдов, используя для питья жидкость, скапливавшуюся в их желудках. [12]
Имам Ахмад передает в своем «Муснаде» от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах:
«Когда состоялся поход на Табук, людей постиг голод.
Они сказали:
— О Посланник Аллаха, если позволишь, зарежем верблюдов, носящих воду, съедим их мясо и намажемся их жиром.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
— Делайте.
Тогда пришел Умар и сказал:
— О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Если вы поступите так, верховых животных станет меньше. Но прикажите принести оставшиеся припасы. Затем помолись Аллаху, чтобы Он ниспослал на них благодать. Возможно, тогда Аллах сделает что-нибудь.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
— Хорошо.
Он попросил принести одну кожаную скатерть и постелил ее. Потом приказал принести оставшиеся запасы еды. Один принес горсть кукурузы, другой — горсть фиников, еще один кусок хлеба. Таким образом, на кожаной скатерти набралось немного еды. Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вознес мольбу, прося благодати, и сказал:
— Наполняйте свои сосуды.
Они наполнили свои тары все до единого сосуда, войска, что были в лагере, наелись досыта, еще остался излишек.
Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха и что я — Посланник Аллаха. Раб (Божий), представший перед Аллахом без сомнения в этих двух [свидетельствах], никогда не будет огражден от рая» [13].
Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дошел до Табука, он не встретил там сопротивления. Византийцы, узнав о появлении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Табуке, потеряли свой боевой пыл и не решились вступить в бой с мусульманами, рассеявшись по разным областям своей страны. Затем к нему прибыл правитель Айлы Йуханна (Иоанн) и представители Джарбы, Азруха и Мины, заключившие с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мирные договоры на условиях выплаты подушной подати (джизьи) и отказавшиеся принимать Ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал им письменное свидетельство, гарантировавшая им безопасность.
А когда они проходили мимо жилищ самудян, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям:
«Не заходите в жилища тех, кто сам себя обидел, иначе как плача, чтобы не постигло вас тоже, что постигло их!».
После этого он прикрыл лицо одеждой и постарался как можно быстрее выбраться из этого вади. [14]
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел Медину, он воскликнул:
«Вот и Таба! [15]»
А увидев (гору) Ухуд, сказал:
«Эта гора любит нас, и мы любим её»[16].
Также он сказал своим сподвижникам:
«Поистине есть в Медине люди, которые неизменно были с вами, каким бы путем вы не шли и какое бы вади ни пересекали».
Они сказали:
«О Посланник Аллаха! Хотя они находились в Медине?»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
«Они находились в Медине! Они задержались (там) по уважительной причине» [17].
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в Медину в месяц Рамадан, того же года, он отсутствовал примерно два месяца.
[1] «Табакат» Ибн Саада (3/218) и «Фатхуль-Бари» (8/87).
[2] Бухари и Муслим.
[3] Им был аль-Джадд ибн Кайс.
[4] Подразумеваются римляне.
[5] Передал Ибн Исхак и ибн Мардавейх по пути ад-Даххака, а он со слов Ибн Аббаса. Передал Абду-Раззак от Мамара, а он от Катады. Также смотри «Аль-Исаба» (1/230).
[6] «Ат-Тауба / Покаяние», 9:81
[7] «Ат-Тауба / Покаяние», 9:49
[8] Передал ат-Табарани. Передали его ат-Тирмизи, аль-Хаким и имам Ахмад из хадиса Абду-Рахмана ибн Хаббаба.
[9] Передал ат-Тирмизи в книге «Ас-Сунан» и имам Ахмад в «Муснаде» иp хадиса Абду-Рахмана ибн Самура.
[10] Передали ат-Тирмизи, аль-Хаким и Абу Дауд. В иснаде присутствует Хишам Ибн Caад передавший от Зейда ибн Асляма, Хишам считается слабым передатчиком у имама Ахмада и аль-Кисаи. Аль-Хафиз ибн Хаджар поместил его в пятую категорию и сказал: «Правдивый, допускающий ошибки». Однако аз-Захаби привел слова Абу Дауда о том, что Хишам является самым достоверным из людей, если передавал от Зейда ибн Асляма, как в случае с этим хадисом, также аз-Захаби передал от аль-Хакима о том, что Муслим передавал от него в подкрепляющих хадисах.
[11] Передали Ибн Саад, Ибн Исхак и другие.
[12] «Табакат» Ибн Саада (3/220).
[13] Передал Ахмад в «Муснаде», хафиз ибн Касир в «Тарихе» и сказал: передал Муслим от Абу Курейба, а он от Абу Муаавии, а он от аль-Амаша.
[14] Бухари и Муслим.
[15] «Таба» — благая, один из эпитетов Медины.
[16] Бухари и Муслим.
[17] Бухари и Муслим. Бухари (5/136).