XVI век, эпоха, когда военные технологии средневековья достигли своего высшего пика, а холодное оружие, доспехи и традиционная тактика встретились с реалиями армий нового времени и постепенно отступили или адаптировались под натиском эпохи.
Именно в эту эпоху одновременно существуют и конкурируют между собой все мыслимые разновидности мечей, от коротких мессеров и чинкведей, привычных в повседневном ношении, до ростовых двуручных мечей. Широкий или узкий клинок, прямой или изогнутый, с долами или с ребром, каждый из них находил свою нишу в военном деле, турнирных и судебных поединках, трактатах об искусстве боя.
Прекрасный и наглядный пример представляет собой рисунок, хранящийся в Британском музее и датированный началом XVI века. На нем мы видим воина, облаченного в полный латный доспех по германской моде. А его вооружение показывает нам не только принципиальную разницу в размерах между длинным и двуручным мечом, но еще несколько параметров, подсказывающих разницу в их "специализации".
Первым бросается в глаза двуручный меч, почти достигающий роста владельца и выполненный по моде начала века, с большим S-образным перекрестьем в стиле катцбальгера. Размер двуручного меча, типичный для XVI века, позволяет соотнести его с описанным в трактатах об искусстве фехтования "большим мечом", именуемо по-итальянски spadone, а по-испански montante. Это оружие, во многом аналогично не столько мечу, сколько древковому оружию, часто служит для охраны знамени, полководца, защиты палубы боевых галер, противодействия нескольким противникам и другим специальным задачам, ставшим более актуальными в XVI и XVII веках. Меч, будучи более легким и маневренным, чем алебарда и при этом более функциональным, чем копье, предоставлял своему владельцу больше свободы и разнообразия в технике, хотя и требовал более серьезной подготовки.
Вместе с этим обратим внимание на клинок двуручного меча - он широк, можно даже сказать, гротескно широк. Но эта характеристика также является типичной для вида оружия - двуручные мечи в своей массе были ориентированы на рубящие и режущие действия, а узкий граненый клинок, типичный для других мечей, рубил не так хорошо. И что наиболее важно, широкий рубящий клинок совершенно бесполезен в борьбе в одоспешенным противником. Ни один текст о фехтовании того времени не советует рубить стальные пластины или гробить клинок, пытаясь сотрясти противника подобно дубинке. Двуручный меч с широким клинком - детище эпохи массовых и при этом, почти не носящих доспехи армий. Частичное бронирование большинства пехотинцев предоставляет массу возможностей для нанесения рубящих и режущих ударов по открытым зонам. И эта практика, отраженная в фехтовальных трактатах, подтверждается огромным количеством сохранившихся двуручных мечей с широкими клинками - встречаются там и приемы противодействия пикинерам, и рондашьерам, противникам с рапирами и противникам, вооруженным такими же большими мечами. Также заметим, что меч таких размеров не унести в поясных ножнах. Письменные и изобразительные источники подсказывают, что двуручные мечи носятся подобно древковому, на плече.
Теперь же переведем взгляд на пояс воина. На нем мы видим классический длинный меч - более универсальный и проверенный временем тип оружия, пригодный для хвата как одной, так и двумя руками. Уже один факт того, что такой меч носится в поясных ножнах, сразу определяет возможность использования его в конном бою (что также прекрасно отражено в трактатах об искусстве боя). Но что интереснее всего, это то, как автор рисунка изобразил клинок меча. Силуэт ножен подсказывает нам не просто узкий, а очень узкий клинок, типичный для мечей конца XV века. Такой меч может иметь очень невыраженные лезвия, но при этом - сильное центральное ребро и граненое острие - наиболее удобный инструмент для поражения лат, а вернее, брешей между латными элементами. Именно эти зоны являются главной целью в поединке с хорошо одоспешенным противником.
Как разница в размерах, так и разница в функции определяла место этих двух мечей в бою. Их "специализация" - прямое следствие развития средневекового военного дела и появления новых вызовов эпохи. Двуручный меч с широким клинком, появившийся как спутник пеших наемных армий, представлял своеобразную вершину металлургических технологий и вместе с тем, совершенно не вписывался в старую рыцарскую картину боя - его нельзя возить "на себе" во время конного боя, он почти бесполезен в бое с равным противником, одетым в полный латный доспех и от того, прежде чем найти свою нишу на поле боя, это поле должно было преобразиться, дав возможность родиться армиям нового типа, которые стали диктовать свои условия самой концепции ведения войны.
Благодарю за внимание, вооружайтесь сообразно необходимости!