Великий Аристотель был основоположником логики как отдельной философской дисциплины, которая рассматривает законы правильного мышления. Он же сформулировал основополагающие положения логики. Одним из них является закон противоречия.
Суть его выражена философом в "Метафизике" буквально такими словами: «Невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и не было присуще одному и тому же, в одном и том же смысле».
Этот закон лежит в основе любого научного исследования, любого разумного рассуждения и разговора.
Иными словами, два противоположных высказывания об одном и том же, сделанные в одно и то же время, не могут быть истинными одновременно. Это важнейший принцип формальной логики, имеющей дело с конкретными вещами. Если кто-то говорит: "В данный момент в данном месте идет снег", а другой высказывает противоположное суждение: "В данный момент в данном месте НЕ идет снег", то, согласно закону противоречия, один из говорящих прав, а другой - нет, но они не могут быть правы одновременно. В данный момент в данном месте снег либо идет, либо не идет, третьего не дано.
Закону противоречия следуют все частные науки, поскольку у него нет какой-то особенной предметной составляющей. Это - схема, формула, ее можно применить к любой ситуации. Согласно Аристотелю, этот закон имеет безусловно надежный статус и не требует никаких дедуктивных доказательств для своего подтверждения. Он принимается как аксиома. Если пытаться доказать его, подобные попытки будут бесконечны и не приведут ни к чему, кроме бессмысленной траты времени и сил.
При этом Аристотель допускает, что, хотя закон противоречия не требует доказательств, его можно попытаться опровергнуть "путем раскрытия противоречий".
Речь идет об эленхосе, сократическом методе аргументации, когда оппонент в споре сам опровергает свои слова, то есть отказывается от первоначального тезиса, обнаруживая его абсурдность. Но в данном случае попытка опровержения закона противоречия все равно не проходит, поскольку в отношении конкретных, чувственно воспринимаемых вещей, если один из спорящих отказался от своего утверждения, это означает, что он принял противоположное положение.
То есть, если я поначалу настаиваю на том, что снег таки идет, хотя небо голубое, ни облачка, и с неба вообще ничего не сыплется, мой отказ от своих слов означает, что я принимаю положение о том, что снег не идет.
В каждом явлении есть сущность и некие характеристики. Сущность, согласно Аристотелю, неизменна, в отличие от характеристик, которые могут меняться, появляться и исчезать. Закон противоречия имеет дело с сущностью. Пытаясь его опровергнуть, нельзя оперировать внешними изменчивыми характеристиками.
Короче говоря, мы не обсуждаем, каким бывает снег - белым, серым, мокрым, каковы свойства снегопада - он сильный, слабый, с ветром и т.д. Мы говорим о факте его присутствия в данный момент в данном месте. В этом суть дела. Он есть или его нет? Истинен только один вариант из этих двух. Всё. Это и есть закон противоречия, или принцип непротиворечивости.
Читайте еще на моем канале:
Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?
Роль жертвоприношения в культуре: точка зрения Рене Жирара
Из блога мужа: