Был на днях у моего сослуживца по нашей проектной фирме день рождения. Работает он инженером в группе топографов, а знаменит в том числе тем, что ловил когда-то варанов, будучи на полевых изысканиях в Средней Азии. В степях, более похожих на полупустыню, был развернут лагерь изыскателей, которые работали над созданием магистральных трубопроводов.
Эти места полны всякой экзотической для русского человека живностью, от скорпионов и фаланг до царя тамошних зверей - варана. Его местные жители ловят и иногда едят, а изыскатели применяли в других, чисто прикладных целях.
Самые крупные рептилии были длиной метра по полтора. Это безжалостные зверюги без капли жира под серо-коричневой кожей. Сплошной комок мускулов, смертоносная машина для любой мелкой живности. Хоть здоровый человек, как добыча, для азиатского варана крупноват, но ящер страшно кусается и может нанести нешуточные увечья, если разъярится.
Жрут они все подряд, и, конечно, включили лагерь в свою кормовую базу, подъедая за людьми остатки их пропитания, и вообще все съедобное. В тех жарких пустынных местах лагерь, как дар небес и источник бесплатной поживы одинаково притягивал и людей, и животных. Кочевники часто наведывались к палаткам, и тащили все, что плохо лежит. И тут вараны оказывались незаменимым средством.
Для ловли пришедшего в гости ящера требуется два человека. Один, самый смелый и главный ловец, привлекает внимание зверя, крича и прыгая перед ним в зоне видимости на расстоянии нескольких метров. Как только варан заинтересовался, нужно немедленно бежать вбок, описывая вокруг чудовища круги. Сами рептилии прекрасно бегают, быстрее человека, но, когда варан сконцентрирован на мишени, он топчется на месте, как загипнотизированный. Только поворачивается так, чтобы морда была направлена на бегущего вокруг человека.
После нескольких кругов зверь уже настолько поглощен слежением за целью, что не видит и не слышит ничего вокруг. В этот момент второй охотник бросается на животное сзади. Главное, ухватить его за кожу около головы и приподнять, тогда хищник теряет волю к сопротивлению. Добычу изыскатели помещали в бочку с крышкой или в ящики, и вечером оставляли возле палаток на самом виду в качестве ловушек.
Местные жулики приходили всегда ночью. Видя доступный ящик, аборигены непременно открывали его, и взбешенный варан вырывался из заточения в весьма дурном настроении. Лагерь оглашали вопли пострадавших от укусов азиатов, и такой процедуры обычно хватало, чтобы отвадить пришельцев на пару дней. А потом надо было снова приниматься за охоту.
Послушав за праздничным столом это волнующее повествование, мы стали спрашивать, что еще выдающегося случалось в жизни именинника, и оказалось, что был в его судьбе период, как бы зеркально отражающий то пустынное времяпровождение, когда наш герой работал мастером на волжских земснарядах на объектах в городе Горьком и его окрестностях.
Земснаряд по-немецки называется багер, от слова баг – сумка. Т. е. тот, кто наполняет сумку или емкость. Первые землечерпалки были действительно с ковшами, иногда на транспортере. Такие есть и сегодня. Применение разных конструкций зависит от условий, в которых работает машина. Начальник земснаряда должен правильно называться баггермейстер, но так слишком уж длинно, поэтому его называют просто баггером. А рубку управления баггерной.
У баггера два подчиненных: заместитель по энергетике, которые отвечает за электропитание, и заместитель по механике, который отвечает за работу оборудования.
Все агрегаты питались с берега по высоковольтному кабелю, а вот перемещается землесос во время работы папильонажными лебёдками. Их две в передней части корпуса, и они подтягивают земснаряд за отдельные якоря. Часто для перемещения использовали гусеничный трактор. Обычно хороших исправных тракторов не давали, всегда брался какой ни будь списанный, годный только в металлолом, часто без кабины. Его чинили, как могли, лишь бы ездил, и тащили им земснаряд вдоль берега за трос вместо лебедки. Грунт со дна забирается в трубу на конце рамы, иногда он еще и разрыхлялся специальной фрезой.
Известный Нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» был когда-то настоящим пионером в применении землечерпалок. Еще до революции в 1909 году акционерное общество «Сормовские заводы» взяло заказ на намывку дамбы в Баку, для чего построило восемь землечерпалок. Наши землесосные машины, которые отсасывают со дна пульпу, т.е. смесь грунта с водой, были копиями американской конструкции фирмы Гидромех.
У американцев все началось с добычи золотоносных песков в штате Калифорния во второй половине 19-го века, хотя первый в мире землесосный снаряд чуть раньше сделали французы. В США инженером-создателем добычи грунта гидравлическим методом считается некий Матиссон. У нас такой лидер-новатор – Борис Маркович Шкундин, а первые отечественные разработки под его руководством относятся к 1937 году.
В советском Союзе толчком к появлению земснарядов послужила не добыча золота, а строительство каналов и развитие водной транспортной сети. Шкундин руководил подразделением гидромеханизации при строительстве каналов Москва-Волга с 1935 по 1938 год. Когда кончилась война, в СССР начинают строить Волго-Донской канал с Цимлянской ГЭС на Дону и ГЭС на реках Волге и Днепре. А там, где строился канал, с самого начала советской власти использовался труд заключенных. Управление механизации относилось к Министерству внутренних дел. Была тогда такая структура, как Волгострой МВД СССР. Так что создатель земснарядов Шкундин, который был начальником этого управления, носил милицейские погоны майора.
Кстати, добрая традиция сохранилась и в восьмидесятые годы. В гидромеханизации часто работали заключенные за мелкие преступления. Они обеспечивали с лопатами карты намыва, т.е разравнивали намытый грунт и делали подготовку площадки. А в Горьком практически весь рабочий контингент состоял из вышедших на свободу бывших зеков. В то время им особо некуда было податься, или в лесхоз, или в гидромеханизацию.
Самыми хорошими работниками были те, кто отсидел большой срок за тяжкие преступления, например убийцы. А вот вышедшие после года отсидки молодые хулиганы сохраняли наглость и борзые повадки. Толку от них было мало, и держать их в подчинении было сложно. Работа была очень тяжелая, смены по двенадцать часов. Поэтому каждый матерый уголовник оказывался на вес золота, и ставился руководить прочими.
Большое рабочее колесо насоса земснаряда, вращающееся в направляющем аппарате – улитке, весьма чувствительно к чистоте пульпы, которая сквозь нее проходит. Хотя на входе имеются решетки, чтобы в поток не попадали камни со дна, но иногда так бывает, что достаточно большой булыжник оказывается в колесе. Тогда вся конструкция начинает трястись, как бешенная. Причем вибрирует весь агрегат, и корпус тоже, да так, что, кажется, рассыплется на куски.
Есть земснаряды, которые имеют автономное питание и более похожи на судно. Но те, на которых намывался грунт для городских сооружений, представляли собой большие корыта без двойной обшивки дна и бортов, очень уязвимые для любых повреждений. Если корпус давал течь, то спасайся, кто может, потому что посудина неизбежно и быстро пойдет ко дну. Поэтому, когда начиналась безумная тряска, находиться на борту бывало страшновато. На некоторых участках дна грунт каменистый, поэтому колесо быстро изнашивалось, и его приходилось менять.
На работах в районе ТЭЦ города Дзержинска, что немного выше по Оке, чем Горький, земснаряд таки утонул. Правда это случилось ночью, во время перерыва, и на борту никого не было. Поутру пришли работники, а их судно на дне. Только трубы и тросы уходят в пучину. Пришлось добывать конструкцию обратно по частям плавучим краном.
Сейчас уже не каждый скажет, какие грандиозные работы по намыву грунта проводились в городе. Все микрорайоны у Волги и Оки, десятки жилых домов построены на намывных грунтах на месте болотистых низин. И в самой городской черте углублялись каналы и водоемы. Возле железнодорожного и автомобильного моста через Волгу тянется грандиозная дамба, которая сейчас постепенно зарастает лесом и травой.
Это многокилометровое сооружение было намыто для защиты территории в случае поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до расчетной отметки. Если бы это случилось, то Волга стала бы более полноводной, и проблемы с прохождением судов в районе города Городца ушли бы. Только Горький и окрестности стало бы подтапливать. Сейчас проект заморожен, и, возможно, к лучшему. Только колоссальные земляные работы в итоге оказались не нужны, и стоят дамбы артефактом советского времени, как многие другие незаконченные свершения великой империи.