Найти в Дзене
MIXМИР

Давно запоздалый школьный "плач Ярославны" - обращение общества "Родители Москвы" к властям Российской Федерации.

(совершенно не претендую на роль судьи в вопросах обучения и воспитания в школах, однако, нисколько не сомневаюсь в негативности формата ЕГЭ, который не предполагает глубокого знания изучаемых дисциплин и предметов, но лишь "заточен" на прохождение квеста - общеобразовательная школа)

Все те вопросы, которые были поставлены, мы их все соберем в одно место. //Черномырдин В.С.//

Это довольно большой документ и называется так: "Открытое письмо общественного движения «Родители Москвы» к Председателю Правительства, руководству Государственной думы и Совета Федерации РФ «О требовании учёта мнения родителей при обсуждении реализации Национального проекта «Образование» и процесса цифровой трансформации среднего образования в Российской Федерации» (Рег. №1 714 866, от 9 февраля 2021 г.)". Он содержит немало положений и требований, которые в целом разумны и понятны. Каждый может и сам ознакомиться с содержанием обращения, мне показалось важным очень коротко акцентировать внимание на двух неявных аспектах, которые условно разделю на внешний и внутренний. Внешний свяжу с причиной появления собственно формата ЕГЭ, а второй - это внутрисоциальная ответственность по воспитанию и образованию детей. Не ставлю задачу некоего анализа-исследования, а буквально кратко и по теме выскажу пару мыслей.

Старшее поколение, получившее всё советское образование, подчеркиваю, образование, а не аморфно-миссионерское просвещение, очевидно, никогда не согласится с нынешним форматом ЕГЭшного обучения в общеобразовательных школах. Все четко понимают известную ущербность и технологию методологии превращения учителя в оператора-транслятора некоего стандарта обучения. Я вижу главную системообразующую проблему - это искоренение из функционала учителя воспитательного, педагогического аспекта. Кому-то требуется устранить всякое человеческое начало в русском учительстве, трансформируя отношения в сугубо профессиональные, трудовые.

ШКОЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. ФОТО ЯНДЕКС-КАРТИНКИ.
ШКОЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. ФОТО ЯНДЕКС-КАРТИНКИ.

Во всей свистопляске вокруг школьного образования под эгидой Министерства просвещения заложен очень глубокий смысл. Требуется разложить морально-нравственные скрепы традиционного российского социального устройства. Если угодно, разрушить русскую соборность и дух коллективизма, который закладывается в семье и с самого первого дня посещения школы. Человек социальное существо, а дети легко поддаются внушению и манипулированию. Роль школы в формировании личности крайне высока, потому и учитель всегда у нас рассматривался как воспитатель и наставник. Сегодня требуется этот фактор нейтрализовать, чтобы разорвать изнутри всю духовную и социальную мощь нашего народа. Заказчики и бенефициары сего процесса очевидны, западные "партнеры", которые крепко поработали в развале СССР и сегодня им нужно разрушить Россию. Всё просто и банально. Если сработало в 91-м году, то почему не копнуть глубже и развалить страну через духовную деградацию молодежи. Не мытьем, так катаньем.

При этом всё прикрыто очень простыми, но эффективными объяснениями - интеграцией в мировое сообщество, где другие стандарты и образования, и обучения, и воспитания человека. И если в 90-е это могло нас ввести в заблуждение, то времена давно поменялись, пора и выздоравливать нашим чиновным заправилам в системе образования. Взгляните сейчас на радужную Европу, а ведь нас туда дружно толкают и "партнеры", и оппозиция с пятой колонной. Несомненно, что нынешняя Европа и есть результат в определенной мере такого вот "продвинутого" формата школьного образования. И, обратите внимание, подобный подход ретушируется в достижения демократии, права и свободы личности. Тут много вопросов и требуется для обсуждения иметь единую понятийную базу. Например, что понимать под свободой личности и что здесь первично: культивируемый эгоцентризм или социальная ответственность каждого?

Здесь уместно будет напомнить, что в западном христианстве главенствует принцип обязательности покаяния, т.е., ну, совершил ты недостойное, бывает, допустил грех, так иди и покайся. А вот православие призывает к жизни без греха, что, конечно, значительно труднее ввиду постоянного контроля всех собственных поступков. Понятно, что эти вековые духовные скрепы постоянно и питают, и формируют всю сферу нашего общественного самосознания.

Итак, если принимаем то обстоятельство, что апологеты ЕГЭшного образования упорно стремятся русскую школу запихнуть в прокрустово ложе западного стандарта, то должны признать и всю ошибочность такого пути просвещения. Это не наш путь, это не путь сохранения русской цивилизации. Нельзя рвать по-живому наши корни, отказываться от культуры и народной самоидентичности. Уже сейчас наши школьники не знают своей истории, выступают с покаянными речами перед Бундестагом о "невинно убиенных в Сталинграде солдатах вермахта" и считают Парады Победы никчемными. Более того, они не понимают собственной роли геймерского "мяса" при участии в незаконных уличных акциях по призывам циничных кукловодов в лице Навального и Ко.

Вот здесь мы и приходим к вопросу социальной ответственности и школы, и родителей. Давайте говорить прямо, престиж школьного учителя изрядно подпорчен и работа с нашими недорослями во многом напоминает условия в советских спецшколах для не совсем адекватных детишек. И не нужно меня упрекать в преувеличении проблемы. Вопрос давно перезрел и причина не столько в демографии и возрасте родителей из 80-х, сколько в назначении ответственных за воспитание детей. Вот что показала самоизоляция и режим дистанционного обучения? Резко обострился родительский вопрос, вдруг оказалось, что это не семья должна отвечать за воспитание своих детей, но учителя и школа. Выяснилось, что родители не могут и не готовы в своей массе посвящать всё время детям, эгоцентризм крепчает. Обострились требования к учителям и папы с мамами пытаются переложить на школу ответственность за воспитание детей, но при этом никак не желают признавать право учителя быть еще требовательным и строгим воспитателем. Сегодня уже не детей надо бы защищать, но учителей от зарвавшихся недорослей.

Наше школьное образование давно и крепко больное, а родительская "забота" только усугубляет ситуацию. Требуется публично признать всю ответственность в воспитании детей за семьей, а школа и учитель лишь вспомогательный социально-образовательный институт. Доступность среднего образования никак не должна быть каторжной обязаловкой для родителей. Государство задает параметры для формирования социальной среды и личности, а задача родителей максимально и полноценно подготовить своих отпрысков к интеграции в общество и реализации их гражданского долга. Как раз из понимания полноты своей ответственности сообщество родителей и должно выдвигать требования и к государству, его образовательной сфере, и к формату отношений учитель - ученик. Требуется солидарная позиция всех участников подготовки и воспитания молодого поколения, а не нынешнего противостояния. Формат ЕГЭ не устраивает подавляющее большинство родителей, но его никто не собирается пересматривать. А жаль, вот где требуется референдум или общероссийское голосование, а не жесткий чиновный диктат.