Да, пожалуй, экспрессионизм в живописи - всеми самый горячо любимый для обсуждения стиль. Потому что так легко сделать вывод в пользу казалось бы очевидного. Смотришь на картины своего пятилетнего ребенка и понимаешь, что они лучше! Так почему же тогда, если нет особой разницы, за ними не выстраиваются очереди из покупателей и не сыплются предложения устроить выставку? Или еще лучше, предложения попасть сразу в Лувр или Эрмитаж.
Объяснение этому найти не просто. Почему некоторые работы, годами отточенные авторами до совершенства, пылятся на чердаках, а их авторов постигает невостребованность и провал, а другим достаточно предложить и сотворить что-то совершенно логически несуразное, и при этом получить массовый восторг и признание.
На такие мысли меня натолкнуло недавнее знакомство с творчеством американского художника Сая Твомбли. Я, конечно, хорошо помню про мировое признание квадрата Малевича и о том, насколько велико количество поклонников и последователей творчества Пикассо, но даже самые глубокие попытки постигнуть смысл, почему картины Сая Твомбли заслужили такую высокую оценку у публики и почему именно за эти холсты люди готовы заплатить десятки миллионов долларов, не нашли у меня никакого логического объяснения.
Нисколько не хочется преумалять талант и новаторство автора, как и его значение в американской, да и в общемировой живописи. Куда уж катимся, туда и катится. И если стиль Айвазовского или Врубеля потеряли свою позицию как образцы, на которые нужно равняться, то что уж поделать. Наверное, глупо отрицать новые тренды, поэтому придется идти в ногу со временем и найти-таки тот самый смысл, который закладывал при написании картины автор.
Уверена, что Твомбли, который так поразил меня своими работами, обладал огромной харизматичностью и жизненной энергией, что в том числе позволило ему вытянуть счастливый билет, раз он смог получить такое колоссальное признание.
Написано, что хаотичные линии, надписи и царапины отсылают нас к древней мифологии и первобытности, ведь именно там американский художник черпал вдохновение и брал за основу для написания своих картин. Да, наверное, что-то в этом есть, и хотя названия картин никак не совпадают с отражением на полотне, какая-то первобытность, определенно, присутствует. Но больший смысл, который всех вроде бы-то и покорил, отыскать не получается, честно.
"Что позволено Юпитеру, не позволено быку". Отсылаемся к древнеримской поговорке, чтобы еще раз сделать вывод - все в наших руках. И у экспрессионизма, абстракции большое живописное будущее. А значит большое будущее и у тех, кто готов заявить о себе и предложить что-то новое, пусть даже абсурдное, но свежее и уникальное.
Пожалуй, стоит постараться приложить усилия, чтобы вытянуть свой счастливый билет. Поэтому теперь, когда я буду видеть такого типа рисунки у новичков, я обязательно буду говорить: "О, у тебя определённо большой талант. Развивай и развивайся, вполне вероятно, ты - будущее экспрессионизма!"