Бывают рейсы, которые врезаются в память на всю жизнь. Это был один из таких рейсов.
Я молодой пацан только начал летать бортпроводником после обучения в УТО (Учебно Тренировочный Отряд).
В этот день мне предстояло сделать несколько рейсов на ветеране гражданской авиации АН-24.
Рейс как рейс если не брать во внимание, что температура воздуха медленно приближалась к +42.
АН-24 — это вам не Боинг и Эрбас, кондиционирования на стоянке нет. Салон раскаленный. Охлаждение салона начинает работать только при наборе высоты в 300 метров. Короче филиал ада на земле, летать на Антоне в такую жару.
Вот это кондиционирование салона и сыграло злую шутку со мной и всеми пассажирами в этом рейсе.
Ну давайте по порядку.
К борту на автобусе подвезли пассажиров и началась их посадка в самолет. Все как обычно. На посадке обратил внимание на женщину прижимающую к груди огромную хрустальную вазу. На вопрос что же она ее не упаковала и не сдала в багаж? –Сынок! Это подарок на свадьбу лечу! Только перед рейсом привезли. Буду в руках держать чтобы не разбилась.
На борт поднимались как всегда обычные пассажиры женщины с детьми, студенты…
Один из пассажиров привлек мое внимание. Мужик был явно в хорошем подпитии, c красной ,толстой и потной рожей. Забегая вперед скажу, что это был заключительный пассажир кто поднялся в таком виде на мой борт пока я летал бортпроводником.
-Не брать что ли в рейс этого перепила? Пронеслось в голове. -Ну ладно пусть летит. Все мы не святые. Перед взлетом надо подойти пакетов дать что бы салон не загадил, думал я.
Заключительным поднялся второй пилот Ан-2. Он возвращался с УТО и летел зайцем.
- Куда мне приземлится? Спросил он у меня. - Все занято. -Могу предложить только задний багажник в хвосте. Располагайся там как дома. Пепельница из бутылки воды, в ящиках минералка. Проинструктировал я его.
Закрыли переднею и заднюю дверь. В салоне настал ад, исчез последний спасительный сквозняк. Быстро доложив командиру о количестве груза, почты, багажа я возвращался к себе в хвост из кабины. Мужик в подпитии сидел на первом ряду кресел перед передним багажником и кабиной. Он мирно дремал. – Крепкий! Позже пакеты принесу. Подумал я.
Движки молотили уже во всю. Я читал информацию пассажирам перед взлетом. Все с нетерпением ждали когда мы взлетим и в салоне станет прохладно. При рулежке откинулась занавеска и офицер фельдсвязи обратился ко мне. –Слушай давай я у тебя в багажнике посижу, в салоне вообще не возможно находится. Сауна. Эти офицеры постоянно летали с нами. Всех их мы знали в лицо и по именам. Отказать я ему не мог. –Иди садись. Там уже один сидит вам веселее будет.
Наконец взлетели. Наш старенький Антоха карабкался ввысь к прохладе. Я начал готовится к обслуживанию пассажиров и открывал бутылки с минералкой. При достижении 300 метров из системы вентиляции повалил густой туман охлажденного воздуха. -Ну наконец то! Долгожданная прохлада! Подумал я. Густой туман прохладного воздуха заполнил весь салон.
Я продолжал открывать бутылки с водой когда из салона раздался истошный крик –Пожар!!!!
Я бросил бутылки и выглянул в салон. Кроме густого тумана из системы вентиляции в салоне огня и дыма не было видно. Только я решил дойти до середины салона и посмотреть на движки. Как с первого ряда опять раздался истошный крик –Пожар!!! Кричал мой “бухарик “с первого ряда. Далее, как в замедленной киносъёмке. Вскакивает со своего места женщина с вазой. Ваза разбивается с каким-то зловещем звоном. Женщина кричит –Пожар !!! Горим!!! Мы все умрем!!! И с этими криками начинает метаться по салону. В голове картинка со времен УТО. Инструктор говорит. —Вы должны предотвратить панику любыми способами!!!! Повторяю, ЛЮБЫМИ вплоть до применения физической силы. Иначе последствия не предсказуемы!!!
Со своих кресел вскочило еще несколько человек. Около меня оказались офицер и наш пилот-заяц. –Помогите!!! Крикнул я им а сам стал пробиваться сквозь вскочивших пассажиров к алкашу-крикуну. Уже вскочило много человек. Я начал беспокоиться о центровке самолета. Еще несколько вскочит и сместится назад и все ,наш Антоха может перевернуться. Я уже почти добрался до середины салона. Попутно усаживая пассажиров на свои места и орал блаженным голосом. ---Это не пожар!!! Это вентиляция!!! Всем занять свои места или разобьемся!!! Оглянувшись назад я увидел, как пилот Ан-2 и офицер применяя физическую силу упихивали мужика в кресло и пытались пристегнуть его к месту. Добравшись до первых рядов я нажал кнопку ССО (систему сигнализации опасности) что бы сообщить экипажу что в салоне у меня полная …опа. Потом… Потом со всей своей молодой дури я ударом по лицу приземлил крикуна в кресло чем прекратил истошные крики.
В салоне медленно открыв дверь появился бортмеханик. Вчетвером мы уже смогли усадить всех пассажиров и успокоить.
Далее был прилет, cтоянка и обслуживание самолета для обратного рейса. Выкуренные пол пачки сигарет за час. Ржущий в голос экипаж на мое замечание, что они редиски и не хер включать сразу на полную вентиляцию.
Всю свою жизнь несу благодарность офицеру фельдсвязи и нашему пилоту-зайцу. Без них было бы тяжко мне одному всех их так быстро посадить на место. И не известно, чем бы это все закончилось.
Паника на борту --это страшно!