Найти тему
Живопись

Пять шедевров мировой живописи: «сегодня будут танцы»

Оглавление
Сегодняшняя викторина на канале «Живопись» посвящена особенным картинам. «Сегодня будут танцы!»

Проще говоря, мы выбрали для Вас самые знаменитые и при этом самые интересные произведения художников ушедших эпох, которые так или иначе касаются темы хореографии во всей ее сложности и многогранности.

Вашей задачей станет верно назвать имена художников — авторов данных полотен. И как обычно: в текстах под картинами мы оставляем подсказки, намеки и зацепки, которые помогут Вам, уважаемый читатель, не ошибиться с выбором правильного ответа. Приятной Вам викторины!

1. «Танец в Буживале», 1883, холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон

«Танец в Буживале», 1883, холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон
«Танец в Буживале», 1883, холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон

Этот парижский пригород вдохновлял многих великих. Именно в Буживале окончился жизненный путь Ивана Сергеевича Тургенева, некогда обретшего здесь свою настоящую любовь. Вид этих предместий вдохновлял гениального Моне, а Альфред Сислей предпочитал здешние пленэра любым иным.

Картина «Танец в Буживале» интересна в первую очередь превосходной реализацией авторского замысла. «Смазанный» в вихре движения танцующей пары фон полотна как нельзя лучше подчёркивает не только динамику движения партнёров, но и стремительный порыв (взаимного?) чувства, бурное развитие отношений центральной пары персонажей. Богатая палитра эмоций при подчёркнуто минималистичный колористике и общей лаконичности композиции. Абсолютно шедеврально.

2. «Танец», 1856, холст, масло, Музей Орсе, Париж

«Танец», 1856, холст, масло, Музей Орсе, Париж
«Танец», 1856, холст, масло, Музей Орсе, Париж

Подсказка: данная картина написана аккурат в середине XIX века, являя собою настоящий эталон коммерческой живописи. Взгляните на эти прекрасные женские образы, призванные заслонять своей красотой зияющую пустоту сюжета. На продуманную композицию, изысканную пластику, обольстительные формы моделей, всеми силами уводящие внимание зрителя от безыдейности и творческой беспомощности. Эта работа — не более чем мимолётная отрада для глаз пресыщенного аристократа, решившего сменить обстановку в гостиной.

Яркий и сочный академизм — по форме; тяжелый вздох таланта, вынужденного прислуживать финансовому успеху — по содержанию. Эстетика ради эстетики. Что поделать: с тех пор как художник обзавелся семьёй, обязательствами, связями и долгами, он более не был волен в выборе темы и стиля.

3. «Танец» (первая версия), 1909, холст, масло, Музей современного искусства, Нью-Йорк

 «Танец (первая версия)», 1909, холст, масло, Музей современного искусства, Нью-Йорк
«Танец (первая версия)», 1909, холст, масло, Музей современного искусства, Нью-Йорк

Хрестоматийное полотно. Вернее — целых два. Ранняя версия экспонируется в нью-йоркском Музее современного искусства, более поздняя — украшает петербургский Эрмитаж. Кстати: последняя стала причиной грандиозной ажитации на выставке в парижском Большом дворце. Казалось бы: на дворе — 1910 год, вокруг — эмансипированный зритель мировой столицы импрессионизма, на стене — творение признанного мастера. И всё равно публика en masse не поняла и, соответственно, не приняла его «Танец». А приобретатель сего шедевра, тот самый московский купец и благотворитель, коллекционер Сергей Иванович Щукин, надолго приобрёл среди парижан славу сумасбродного эксцентрика, любителя эпатажа и декаданса.

Впрочем, всемогущий арбитр по имени Время расставил всё по своим местам. Шедевр, вдохновлённый частично сюжетами росписей античных ваз, частично — дягилевскими балетными сезонами, сегодня расценивается как важнейшая веха развития импрессионизма. Своего рода манифест о праве живописи на существование вне привычного контекста общественного одобрения. И по сей день вокруг него «ломают копья» поклонники и противники творчества нашего героя. И знаете что, дорогой читатель? — сам великий мастер мгновенного впечатления наверняка был бы рад тому, что его полотна не оставляют публику равнодушной и в видавшем виды XXI веке.

4. «Танец под музыку времени», 1634–1636, Собрание Уоллес

«Танец под музыку времени», 1634–1636, Собрание Уоллес
«Танец под музыку времени», 1634–1636, Собрание Уоллес

Создание картины - всецело инициатива сеньора Дж. Роспильози. Того самого, который вскорости станет римским папой Климентом с порядковым номером IX. Будущий глава всея католиков самолично указал художнику не только поименный состав персонажей, но и подробно расписал композицию живописного полотна.

Как при таких узких рамках требований и строгом символизме композиции художник сумел придать своей работе живую выразительность, множественность настроений и смыслов — непостижимая загадка. Но факт остаётся фактом: из узкого русла папского замысла родился бурный поток эмоций, намёков, отсылок, подтекстов. Простая аллегория цикла человеческой жизни стала историей об общественном неравенстве и неприкрытом гедонизме; надежде на светлое Завтра и стоицизме перед лицом сурового Сейчас; о бренности жизни и непостижимости глубин её смысла; о радости вопреки козням Судьбы и готовности открыться навстречу миру, принимая его (а заодно и себя) таким как есть.

Не верьте тому, кто скажет Вам, что эта работа — лишь христианское переосмысление античного мифа. Вглядитесь повнимательнее, дорогой читатель, и Вы увидите, как легко и изящно открывается «второе дно» этого старинного шедевра.

5. «Танец среди мечей»,1881, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Танец среди мечей»,1881, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Танец среди мечей»,1881, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поздний академизм... Последнее «Прости» искусства старой Европы, ещё не утратившей иллюзий космополитичности под ураганным огнём мировых конфликтов. Искусство на грани падения в объятья новых идеалов, ещё успевающее осознать всю красоту уходящей натуры...

Поздний академизм прекрасен до болезненности, наивен до кокетства и романтичен до неприличия. Картина «Танец среди мечей» — его ярчайшая представительница. Мир патрициев и гетер, мечей и кефар. Манящая беззащитность обнаженного девичьего тела, контрастирующая с бесстрастной холодностью боевой стали. Мотивы красоты и жестокости, сплетающиеся в тугой узел единого нарратива. Чего в нём больше: чистой эстетики или томного намёка — решать только зрителю.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!