Дисклеймер: это развлекательный материал. Я не хочу никого оскорблять и считаю дискриминацию по расовому признаку недопустимой в обществе.
Привет, любители хорошего кино!
Наградной сезон в самом разгаре, уже объявлены номинанты на премию «Золотой глобус», а на моем канале вышла серия статей о фаворитах лонг-листа Оскара. Подпишитесь, чтобы не пропустить свежие новости!
И знаете, просматривая трейлеры из «наградного листа» я обнаружила разнообразие фильмов с чернокожими главными героями: «Пятеро одной крови», «Черный мессия», «Соединенные Штаты против Билли Холлидэй», «Ма Рейни: Мать блюза», «Одна ночь в Майами», «Малколм и Мари» и даже «Душа» от Pixar.
Что это значит? То, что общество открыто для черного кино. А мы проследим путь становления.
Как все начиналось
Ранний кинематограф подвергался сегрегации: белым показывали белые фильмы про белую жизнь, черным — черные фильмы. И если в первом случае это произведения искусства (рассвет карьеры Чарли Чаплина), то во втором случае — это комедия, иногда фарс, направленный на поднятие рабочего духа цветных людей.
Однако, на смену Гриффитовскому «Рождению нации», который прославлял Ку-клукс-клан и спокойно использовал блэкфейсы (1915 год, а шо, можно!), лучиком света стал Оскар Мишо.
Он собрал средства, написал сценарии и отснял более сорока фильмов, в которых черные получали образование, помогали друг другу и имели правдивые судьбы.
В 1916 году два брата Джордж и Ноубл Джонсоны основали кинокомпанию Lincoln Motion Picture Co. Первым выпущенным фильмом «The Realization of Negro's Ambition»: о пути чернокожего нефтяника к богатству.
На оригинальной афише красовались слова: первая возможность увидеть фильм полностью написанный и снятый исключительно цветными, не упустите ее. Хотя режиссер картины — Гарри Гант — белый.
Унесенные сегрегацией
Продолжительный период разделения цветных и белых угнетал развитие черного кино.
И даже Оскар Хэтти МакДэниел за роль Мамушки в «Унесенных ветром» не стал прорывом: на церемонии актриса сидела в специальном месте for colored people, а после подверглась нападкам уже со стороны черного населения за нелицеприятное представление рабов.
Напомню, что после отмены рабства в 1865 году, притеснения продолжились вплоть до 70-80-х годов, а некоторые полагают, что дискриминация сохраняется до сих пор.
С широко открытыми глазами
Мировая борьба против нацизма открыла глаза гражданам Америки на дискриминацию в собственном прогрессивном обществе.
Поэтому в кинематографе в 50-60-е года появился образ святого черного — абсолют справедливости, доброты и чистоты. Такая роль досталась Сидни Пуатье, который на пике карьеры взял Оскар за главную мужскую роль в фильме «Полевые лилии».
Позже отмена Кодекса Хейса (запрет на показ межрасовых отношений) и желание трудоустроить цветных актеров привели к blaxploitation в 70-х — когда цветные актеры снимались только в малобюджетных трешовых фильмах, выступая в качестве супергероев, уничтожающих врагов с одного удара.
Даже оригинальный «Шафт» казался не крутым, а смешным — пик эксплуатации образа черного: сильного, быстрого, не думающего о последствиях (читай, туповатого).
Blaxploitation погибла под натиском критики за то, что выставляла цветных людей способными только грабить, стрелять и убивать.
Эпоха Возрождения
Восьмидесятые связаны с появлением в поле кинематографа ярких личностей: Вупи Голдберг, Эдди Мерфи, Лоуренс Фишборн, Морган Фриман, Сэмуэль Л. Джексон.
Жизнями черных людей заинтересовываются именитые режиссеры, типа Стивена Спилберга, а в 1989 году Спайк Ли (обладатель золотой статуэтки за сценарий «Черный клановец») показывает на экране мысли о дискриминации в фильме «Делай как надо!».
В то время существовало только два вида историй: о черном герое рассказывал положительный белый, либо чернокожий актер выступал в роли «супергероя»-проводника («Зеленая миля», «Приведение»).
Не грози южному централу
В 1990-х неким прорывом стала комедия братьев Уэйнс «Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале» — пример того, как черные смеются над черными.
В этом же десятилетии стали появляться первые фильмы байопики о выдающихся цветных личностях, например тот же Спайк Ли снял «Мальком Икс» с тогда уже лауреатом премии Оскар — Дензелом Вашингтоном.
Постепенно, цветные фильмы сбрасывали с себя стереотипы и становились полноценными участниками голливудского кинематографа.
Что теперь
Нулевые отвлеклись от проблем расовых притеснений на угрозу терроризма после ужасающих событий 11 сентября. Но 2010-е официально можно провозгласить рассветом черного кино не только для черных.
В 2020 году для премии «Оскар» вообще разработали требования, которые обязывают студиям разнообразить этнический состав съемочной группы (то есть не только актеров и режиссеров).
Оценка такого решения не входила в планы этой статьи. Если хотите обсудить, пишите в комментариях.
Киноиндустрия перенасыщена белыми героями, антагонистами и злодеями, а черным киноделам есть что сказать за годы дискриминаций и стериотипизации, как говорится, let them talk, лишь бы фильмы нормальные были.
А что вы думаете на этот счет? Не слишком ли много внимания для black movies? Пишите в комментариях.
Чтобы не пропустить новые заметки, обязательно подписывайтесь на канал.