Прошло три года с тех пор, как началась целенаправленная и поистине беспрецедентная кампания против наших национальных ценностей. Однако, несмотря на все свои старания, пришедшие к власти временщики не смогли зафиксировать здесь сколько-нибудь ощутимых побед. Мы теряем Арцах, каждый день и час теряем ту или иную часть нашей Родины, но мы все еще сохраняем свою национальную идентичность, продолжаем жить и бороться.
ЕСЛИ БЫ ОККУПИРОВАВШЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПАРЛАМЕНТ соросовской шушере удалось добиться на культурно-образовательном фронте таких же "успехов", как на войне, нас бы сегодня не было. Пока в наших сердцах, в нашем сознании живут Маштоц и Хоренаци, Комитас и Туманян, Нарекаци и Чаренц, Андраник и Нжде, Гевонд Ерец и Хримян Айрик, мы будем жить и любить свой язык, свою культуру, свою литературу, свою историю.
Все эти три года вместе с нами, вместе со всеми здравомыслящими представителями нашего народа на передовой линии защиты нашей духовной и национальной идентичности стоял и боролся Ованес Туманян. Его произведения, ставшие афоризмами изречения неоднократно озвучивались многими видными представителями нашей творческой интеллигенции. В одном интервью Грайр Товмасян упомянул статью Туманяна "Ожесточившийся народ", раскрывающую исторические истоки ожесточенности, апатичности, инертности, разочарованности и других негативных явлений нашей души. Основная причина, по убеждению Туманяна, заключалась в том, что Армения на протяжении многих веков не имела государственности и находилась под игом разных держав. "Каждое живое существо, которое попирается ногами, если оно не умирает, то обезображивается, гниет и разлагается. Это закон природы. Возьмем хотя бы простой огуречный куст. Известно, что, даже если кто-то на него наступит, его плоды становятся несъедобными, настолько горькими они становятся... Точно так же ожесточается и разочаровывается и человек, его душа, сердце, разум". В другом случае поэт констатирует: "Есть яд, есть горечь в душе этого народа. Понятно, откуда должна взяться эта горечь. Ведь человек создан из прошлого".
В упомянутой статье Туманян предлагает способ излечения национальной болезни, недуга недоброжелательности и завистливости, суровости. Помочь нам, считает поэт, может покаяние, осознание собственной вины и недостатков. "Наша душа полна горечи, живущий в нас человек очень испорчен; первое условие, чтобы бороться с этим, чтобы выздороветь, - это то, что мы должны искренне исповедоваться и в своем сердце, и перед миром и осознать свое несчастье. За этим спасительным осознанием последует высокое стремление к самоусовершенствованию и честной работе.
Другого пути нет: спасение, несомненно, должно прийти изнутри, потому что мы испорчены изнутри".
Другой представитель нашей интеллигенции, врач Георгий Погосян, убежден, что студенты, не знающие армянской и мировой классической литературы, не могут стать хорошими врачами. А учительница Ануш Седракян посетовала по поводу того, что замечательная публицистика Туманяна не включена в школьную программу. Писатель Хачик Манукян, говоря о собирательной мудрости армянского народа, отмечает, что она может быть состоятельной и реальной силой только в непосредственной взаимосвязанности с общенациональными ценностями, свидетельствующими о нашей самобытности и самостийности. И добавляет, что без Комитаса и без Туманяна наша культура была бы увечной, ущербной. И с этим нельзя не согласиться.
В СКАЗКЕ-БАЛЛАДЕ ТУМАНЯНА "КОНЕЦ ЗЛА" ВОРОНА разъясняет глупой кукушке, что у хитрой и коварной лисы нет никакого топора. Многие сегодня вспоминают эту сказку и задаются вопросом: когда же наконец придет конец зла? Парадоксальность и абсурдность ситуации в том, что коварство и предательство подкосили нас изнутри. Сегодня, когда в Сюнике и Зангезуре под вражеским контролем оказываются магистральные дороги Армении, особенно актуально звучат слова Туманяна: "Наши дороги должны быть наглухо закрыты для врага; двери нашего дома и наши сердца открыты для друзей. Для недругов у нас есть оружие и мечи, а для настоящих мужчин – хлеб и соль".
Сегодня если не весь народ, то очень и очень многие растеряны и охвачены отчаянием. Это состояние души Туманян называл "чудовищным", поскольку оно всегда сопровождается бесконечными душевными потрясениями, треволнениями и тревожным беспокойством. "Отчаяние - нехорошее состояние. Необходимо преодолевать все трудности. В эти трудные дни найдется и отдушина, наступит день, когда мы будем жить и смотреть вперед..."
Можно не сомневаться, что и сегодня, как и в жутком 1915 году, Туманян сумел бы найти слова, чтобы обнадежить свой народ. Прежде всего он напомнил бы нам, что "правительства временны и изменчивы, народы постоянны и неизменны". Пятая колонна соросовских наймитов и осуществляющих протурецкую деятельность предателей и агентов сегодня превратила жизнь нашего народа и страны в хаос. Наша вера в завтрашний день подорвана основательно, но Туманян и здесь дает нам надежду, говоря, что все черные дела будут раскрыты, потому что "жизнь не имеет привычки хранить секреты". "Не важно, сколько грязи копает горб, он укусит голову" или "сколько бы дорожной пыли ни поднималось, небо не сотрясет", говорит Туманян. Всем, кто окончательно разуверился и отчаялся в спасении от дорвавшихся до власти проходимцев и казнокрадов, хотим напомнить слова Туманяна: "Сколько бы крот ни нарывал земли, высыпает на свою голову". Или: "сколько бы ни поднималась земная пыль, она не может очернить небо".
ХОЗЯЙКА КРЕПОСТИ ТМУК ПРЕДАЛА НЕ ТОЛЬКО МУЖА , но и Родину, открыла ворота врагу. Но предателя никто не уважает, даже воспользовавшийся ее коварством враг испытывает к ней в первую очередь отвращение и презрение, шах хочет понять "сущность мироздания", он пытается выяснить у изменницы: "Разве Татул не был храбрым и красивым?" И вот теперь мы спрашиваем у своих доморощенных предателей: разве армянские солдаты не сражались храбро и самоотверженно? Разве наш Арцах не был красивым и процветающим краем? Наказание обязательно, непременно найдет, настигнет предателя, это закономерность жизни, иного просто не дано. Но Туманян сначала наказывает зло с помощью врага, потому что предатель, выполнив свою черную работу, становится мишенью для врага. Тогда алчная и тщеславная хозяйка крепости наказывается Богом и природой. И совершенно не важно, что красавица - хозяйка крепости горько сожалела о содеянном и осознала, что разрушила собственными руками свою жизнь и свое счастье. Что бы ни было, предателю и предательству нет оправдания!
Три бесконечно долгих года мы терпим оголтелую ложь и обман; на наших глазах и средь бела дня нас привели к самому краю пропасти, бездны. Конечно, раздаются голоса ропота и протеста, указываются конкретные и действенные пути спасения, но нам пока не удается радикально изменить ситуацию, потому что мы недостаточно едины, мы не в силах собрать все свои силы в единый кулак.
Ованес Туманян и сегодня продолжает жить среди нас, он живет в мыслях, чувствах и тревогах нашего народа, в душе врача и юриста, писателя и предпринимателя… Туманян всегда с нами, он живет в нас, потому что он - частица, формула нашей крови. Уйти от Туманяна для армянина все равно что уйти от себя.
Сусанна ОВАНЕСЯН, доктор филологических наук
https://golosarmenii.am/article/109860/ovanes-tumanyan-zhizn-ne-imeet-privychki-xranit-sekrety