Найти тему

Гришковец поставил “Между делом” в Театре им. Пушкина

В Московском драматическом Театре им. Пушкина поставили спектакль “Между делом”. Автор и режиссер – Евгений Гришковец. (статья на BrightStories)

Изначально, как отмечал в своих интервью автор пьесы, предполагалось, что спектакль будет выпускаться в МХТ им. Чехова, поскольку он давно и тесно связан с этим театром, но судьба распорядилась иначе. Игорь Золотовицкий, которому Гришковец показал материал, не увидел себя в этом спектакле и предложил поставить “Между делом” в Театре им. Пушкина. Евгений Писарев (художественный руководитель, прим. ред.) пьесу оценил и согласился на два состава, в одном из которых обязательно (по просьбе Гришковца) должен был играть Алексей Агранович, недавно занявший пост художественного руководителя “Гоголь-центра”. Ход интересный, учитывая органичность Аграновича и убедительность его образов.

Фото: Театр им. Пушкина/Александр Иванишин
Фото: Театр им. Пушкина/Александр Иванишин

На сцене – предметный минимализм, созданный руками сценографа Николая Симонова. В спектакле – минимум действий. В основном, это – диалоги. Согласно сюжету, зрителя визуально перемещают из галереи в генеральский кабинет, оттуда – в баню, затем внимание переводится на кабинет писателя, и, наконец, действие переносится в тюрьму. Все происходит соответственно названию пьесы, между делом.

История, которая держит зрительный зал (без антракта) два c небольшим часа, имеет под собой реальную основу. Прототип Зинаиды Серебровой (Таисия Вилкова/Елизавета Кононова) – 22-летняя девушка, поэтесса, певица, с созвучным своему персонажу именем и фамилией Зина Серебрякова, осужденная по 228 статье и отбывающая наказание в одной из колоний. В постановке Гришковца Зинаида – художница, увлекающаяся граффити. Выбор рода деятельности для героини объясняется невозможностью найти сценический эквивалент реальному образу.

Фото: Театр им. Пушкина/Александр Иванишин
Фото: Театр им. Пушкина/Александр Иванишин

Главного героя, писателя – Леонида Львовича Весневича, в состав, как и планировалось, играют Алексей Агранович и Александр Арсентьев. По сюжету, Весневич, влюбившись в талант художницы, пытается ей помочь. Прототип писателя – Евгений Гришковец. Весневич – отражение его отношения к происходящему.

Жену писателя, Ольгу, играют Екатерина Клочкова и Эльмира Мирэль. Несложно догадаться, что и у этой героини есть прототип – жена Гришковца, Елена. Рассуждения Ольги во многом перекликаются с ее мнением о ситуации, в которой по собственной глупости и стечению обстоятельств оказалась молоденькая поэтесса.

Фото: Театр им. Пушкина/Александр Иванишин
Фото: Театр им. Пушкина/Александр Иванишин

В спектакле также задействованы Ирина Бякова/Александра Урсуляк, Валерия Елкина/Анастасия Белова, Сергей Ланбамин/Алексей Рахманов, Владимир Майзингер/Владимир Большов, Александр Анисимов/Сергей Миллер, Наталья Корогодова/Екатерина Сибирякова. Каждый из персонажей “считан” с реальных людей – друзей и знакомых Евгения Гришковца, вовлеченных в историю. Важная ремарка – ни одного плохого человека в пьесе нет.

Художницу Сереброву знают в провинциальном Барабинске Новосибирской области по ее граффити. Весневич, одержимый идеей организовать выставку работ Зины, мечется между городами, вызывая удивление окружающих. Одно дело – отломать кусок стены с рисунками и притащить его в галерею, другое – вытащить художницу из тюрьмы. В недоумении находятся как ближайшие родственники (жена Ольга), так и сторонние, казалось бы, люди (два генерала), которых Весневич просит посодействовать в освобождении Зины.

Фото: Театр им. Пушкина/Александр Иванишин
Фото: Театр им. Пушкина/Александр Иванишин

Спектакль однозначно понравится людям эмпатичным, тонко чувствующим и умеющим сопереживать. История попытки совершить благородный поступок, как говорит о своей пьесе автор, насыщена реалиями нашей жизни. Постановка получилась по-настоящему “гришковцовской”, абсолютно в его стиле.

____
Галина Некрасова
Фото: Театр им. Пушкина/Александр Иванишин


Приобрести билеты можно на
сайте Театра им. Пушкина