Найти тему

Этот мир комичен для тех, кто думает, и трагичен для тех, кто чувствует

Идти легким путем было всегда предосудительно. Он, этот легкий путь, априори считается неправильным и ассоциируется порочным. Процесс, протекающий естественно и просто, без борьбы и преодоления, лишен в наших глазах страсти, ценности и уважения.

Джон Ирвинг в «Мире глазами Гарпа» идет легким путем (и отправляет той же дорогой своего героя) – пишет частично автобиографичную прозу о том, что знает лучше всего: о семейной жизни и писательском ремесле.  И «ремесло» здесь не ругательство или ирония, Ирвинг называется себя плотником в литературе, человеком, который «строит истории». Наверное, заставляя Т.С. Гарпа решать вопросы этичности описания личных драм близких и не очень людей или поиска вдохновения, автор делает это не только ради красного художественного словца, но и в поисках собственных ответов.

Кажется, это слишком простой постмодернистский ход, черпая сюжеты и эмоции из собственной личной жизни, писать роман о писателе, который пишет роман, черпая сюжеты и эмоции из собственной личной жизни. В таких ситуациях, обычно, получается что-то добротное, написанное со знанием дела, но слишком скучное и нравоучительное, как бывает с теми историями, которые рассказываются в духе: «Чтобы рассуждать о воспитании детей – роди и воспитай хоть одного», «Чтобы иметь право говорить о болезни – переживи ее сам», «Чтобы высказываться о насилии – побудь в шкуре жертвы или агрессора» - подобные заходы, хоть и не лишены некоторой логики, вызывают у меня отторжение тем, что лишают права голоса на основании биографии.

«Мир глазами Гарпа» отталкивается некоторыми точками сюжета от авторской действительности (Ирвинг  не знал своего отца, был борцом,  учился в Вене и написал книгу о венском зоопарке, издал книгу о любовном квадрате и, наверное, если изучить его биографию можно найти еще много других пересекающихся фактов), но всё же автор не настаивает на единственно верной интерпретации ситуации и дает возможность обсуждения, согласия или несогласия, принятия или непринятия описываемых  событий. И это увлекает.

Перед нами описание личной и творческой жизни Т.С. Гарпа на фоне развития феминистического движения. Какой-то наркоманской смесью абсурда, черного комизма ситуаций и драмы история Т.С. Гарпа напоминает вселенную братьев Коэнов. Это смешно, нелепо, грустно, страшно, бессмысленно и жизненно одновременно, и к тому же, вызывает легкую зависимость.

Объем, многослойность и некоторая эпичность романа могут оттолкнуть одну часть читателей, а некоторая сериальная «мыльнооперность» изложения могут привлечь другую часть читателей.

К тому же, книгу явно надо включить в какой-нибудь специальный «must read»-список для начинающих писателей, уж больно красочно описаны будни и праздники писательской братии.

В общем, странная, интересная, первая для меня и явно не последняя, книга Джона Ирвинга «Мир глазами Гарпа» может быть рекомендована любителям семейных саг, сторонникам феминистических взглядов, детям необычных родителей, творческим людям в поисках вдохновения, исследователям человеческой сексуальности, философам, циниками и многим другим.

2016