Операция «Фрэнтик» 1944 года держалась в секрете почти 60 лет
Кушнаренковский райвоенкомат БАССР призвал Анатолия Большакова в Красную Армию в сентябре 1938 года. В те времена на трехлетнюю срочную службу призывали раз в год. Новобранца направили на Дальний Восток. Окончив полугодичную школу авиаспециалистов, сержант Большаков продолжил службу в 623-м батальоне аэродромного обслуживания. Там же, на Дальнем Востоке…
Приближался дембель — истекал трехгодичный срок службы. Все мысли были о доме, о родной Башкирии. Но тут грянула война. И продлила срок военной службы еще на пять лет — с 1941 по 1945 год. От звонка до звонка. Причем в одной и той же родной войсковой части.
В 1941 году батальон направили вместе с сибирскими дивизиями на выручку Москве. Командир прожекторной станции старший сержант Анатолий Большаков, имея за плечами большой опыт и выучку, обеспечивал бесперебойный взлет и посадку боевых самолетов на подмосковном аэродроме. Здесь он заслужил первую боевую награду — медаль «За оборону Москвы».
Далее в боевой биографии старшего сержанта начинается страница, о которой он впоследствии рассказывал своим родным очень скупо. Не имел права. Батальон в полном составе был перебазирован под Полтаву для выполнения прежних своих функций, но для союзнической авиации.
Об одном из засекреченных эпизодов Второй мировой войны в открытой печати сведения появились совсем недавно. Второго июня 1944 года по договоренности между руководством СССР и США американские бомбардировщики начали использовать аэродромы в районе городов Полтава, Миргород, Пирятин для осуществления «челночных» операций.
В то время враг, изгнанный с территории СССР, отчаянно сопротивлялся. Второй фронт еще не открыт. Авиация Советского Союза, США и Англии продолжала наносить удары по военно-промышленным объектам Германии и ее сателлитов, но ей недоставало мощи и эффективности. Сложности у союзников возникали главным образом из-за того, что у истребителей прикрытия был гораздо меньший радиус действия, чем у бомбардировщиков. И тогда страны антигитлеровской коалиции договорились о так называемых челночных бомбардировках вражеских территорий тяжелыми стратегическими бомбардировщиками.
Планировалось организовать сквозные полеты из Англии и Италии в СССР с попутным нанесением бомбовых ударов по военным объектам противника. Дозаправившись на советской территории и загрузившись бомбами, эскадра должна была повторить маршрут в обратном направлении. Данная операция получила название «Фрэнтик».
На территории СССР была создана 169-я авиабаза особого назначения (АБОН) под командованием генерал-майора авиации Александра Перминова. Местом расположения базы был избран Полтавский аэродромный узел, куда входили аэродромы Полтава, Миргород и Пирятин. С него действовали несколько авиагрупп 15-й и 8-й воздушных армий, объединенных в Восточное командование. В целях обеспечения секретности ВВС США присвоили аэродромам кодовые обозначения: 559, 560, 561. Полтава и Миргород были местами базирования тяжелых бомбардировщиков. В Пирятине базировались истребители сопровождения большего радиуса действия.
Всего с июня по октябрь с Полтавского аэродромного узла семь оперативных групп провели 18 воздушных операций. В них участвовало 1 тыс. 30 самолетов, в том числе 529 «летающих крепостей» Б-17. На объекты противника было сброшено две тысячи тонн бомб, уничтожено 230 самолетов врага. Об этих фактах ни советская, ни американская печать, в силу секретности операции, ни разу не писала.
В истории базы есть и трагическая страница. Немцы, естественно, не могли не заметить появление американских самолетов на Восточном фронте. И вот 21 июня 1944 года они нанесли удар по аэродрому. Ровно в полночь сто двадцать немецких «Хенкель-111» появились в темном небе над Полтавой. Бомбардировка нанесла ощутимые потери в живой силе и технике и заставила союзников принять меры по укреплению противовоздушной обороны.
Гарнизон базы с первых часов жил в очень напряженном боевом ритме. Отношения между американскими летчиками и обслуживающим персоналом складывались очень теплые и доброжелательные. В батальоне аэродромного обслуживания тоже друг друга знали давно, и всех связывала крепкая боевая дружба.
Анатолий Большаков дружил с земляками, призванными в армию одновременно с ним. Это ефрейторы Борей Гайнулин из Ишимбая и Галим Хаматов из Илишевского района. В круг друзей входил также старшина Михаил Усанов, призванный годом позже из Белебея. Они часто встречались и вспоминали родную республику, по которой очень скучали. Михаил был стрелком-радистом, а Борей и Галим водили тяжелый американский грузовик «Студебеккер». Все были на хорошем счету у командиров. Об этом свидетельствует характеристика, которую подписал командир батальона в наградном листе одного из ефрейторов: «В период обслуживания авиации союзников на аэродроме ефрейтор Гайнулин Борей Абдурахманович работал на машине американцев. Отлично содержал и грамотно эксплуатировал американскую технику. Командование американской авиабазы было исключительно довольно его работой и не один раз ходатайствовало о его поощрении».
Вскоре Полтавский аэродромный узел оказался в 800 км от фронта, и его эксплуатация с военной точки зрения потеряла практический смысл. В начале октября 1944 год основная часть личного состава покинула авиабазу. Взлетевшие самолеты, сделав прощальный круг над Полтавой, ушли на запад. Двенадцатого октября остальные военнослужащие и техперсонал погрузились в специальный эшелон. Около двухсот военнослужащих все же оставались на базе, которая уже успела приобрести самостоятельное значение, не связанное с «челночными» операциями.
Все покинувшие Полтаву получили особую памятку, подготовленную штабом Восточного авиационного командования США. В ней говорилось:
«Помни:
1. Место, где ты был, раньше было оккупировано врагом.
2. Русские убрали все бомбы и мины, сброшенные немцами 21 июня 1944 г., и, убирая их, понесли большие жертвы. Бомбы были предназначены для американских самолетов и личного состава.
3. Русские проделали большую физическую работу для нас, создавая нам хорошие условия жизни. Они разгружали вагоны, помогали рыть ямы, снабжали нас водой, помогали питанием и т.д.
Ни одна другая нация не сделала для нас столько много, сколько сделали для нас русские. Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России. Критиковать общее по одному индивидууму нельзя. Помни, что своим высказыванием можешь испортить результат многомесячных работ и усилий всего нашего командования. Придерживайся фактов».
Операция «Фрэнтик» стала примером масштабного взаимодействия армий двух стран-союзников в борьбе с общим врагом. Информация о ней держалась в секрете почти 60 лет. И те, кто приняли в ней участие, тоже молчали, связанные подпиской о неразглашении. Старший сержант Анатолий Дмитриевич Большаков встретил День Победы на этой базе и в Башкирию вернулся лишь в сентябре 1945 года.
Искренне благодарен своему коллеге, подполковнику ФСБ РФ в отставке Владимиру Анатольевичу Большакову за его воспоминания об отце и предоставленные им печатные материалы.
Автор: Марс АБДЕЕВ, подполковник ФСБ РФ в отставке, член совета ветеранов Управления ФСБ РФ по РБ
- Интересно ваше мнение. Напишите комментарий
- Друзья, оцените если вам полезна наша статья 👍
- Подпишитесь - Дзен покажет вам новые публикации