Великие полководцы уже более позднего времени восхищались Ганнибалом Баркой и его военным талантом. Более того, сами римляне, хоть и пытались выставить личность военачальника в негативном свете, тоже признавали его заслуги.
А как иначе? Можно ли было закрыть глаза на многочисленные поражения римлян в период Второй Пунической войны, порой очень обидные и даже позорные? «Да, враг был храбр. Тем больше наша слава...»
И тем не менее, даже великий Ганнибал не смог изменить ход истории. Римлянам пришлось попотеть, но они победили. Все три Пунические войны завершились в пользу Рима, а Карфаген в итоге просто уничтожили. Могло ли быть иначе?
Вряд ли. Потому что в этой бескомпромиссной борьбе римское государство казалось крепче карфагенского. Более того, я выскажу довольно смелую мысль: Вторая Пуническая война была для римлян аналогом нашей Великой Отечественной (римляне потеряли половину мужского населения, подлежащего мобилизации).
В этой войне условной «ЧВК имени Барки» противостоял весь римский народ, от мала до велика. Плюс, большая часть римских союзников-италиков, важность которых не стоит недооценивать.
План Ганнибала в том и состоял: в успешных баталиях выбить основной «цвет римской нации», да склонить на свою сторону римских союзников.
Многие историки полагают, что Ганнибал был одним из первых военачальников, который додумался до некоего античного аналога «блицкрига»: неожиданно вторгнуться на территорию врага, разгромить его вооруженные силы в одном или в нескольких сражениях.
«Один из парадоксов войны Ганнибала состоял в том, что население, обеспечивающее Карфаген людскими ресурсами, в количественном отношении было таким же, как у Рима, а возможно, и больше...» (с) Р.А. Габриэль. Ганнибал. Военная биография величайшего врага Рима.
Да, действительно, Карфаген был тогда истинным мегаполисом. А население его, вполне возможно, превосходило население Рима и окрестностей.
Вот только... Эти люди воевать не собирались. Карфаген полагался на наемников, они и составляли контингенты Баркидов в период Второй Пунической. Граждане Карфагена же служили или офицерами, или на флоте. Но флот Карфагена был сильно ослаблен еще в период Первой Пунической, его так и не восстановили.
Наемники же и зависимые племена — контингент своеобразный. Они требовали плату, часто поднимали восстания, да и вообще, были ненадежны. Плюс, это — трудновосполнимый ресурс.
Правда, Ганнибал Барка умел всех этих «интернациональных головорезов» держать в узде, против его воли они так и не поднялись.
У римлян же воевали все. «Не служил — не мужик». Даже высокопоставленные политические фигуры стремились к воинской славе, многие из них пали в борьбе с Ганнибалом. А после Канн, когда у римлян все совсем было плохо, они освободили рабов и преступников и пополнили армию безусыми юнцами. Но не пошли на мирные переговоры, решив воевать до конца.
Римляне в период Второй Пунической воевали сами, за свое существование и на своей земле. А Карфаген — сделал ставку на наемников под руководством одного из своих высокопоставленных военных. При этом Ганнибал не мог влиять на положение дел в самом Карфагене, не мог объявить там «тотальную мобилизацию» и «военное положение». А римляне — могли и предпринимали чрезвычайные меры.
Забавно, что и сами римляне понимали некоторое бессилие Ганнибала, которого по сути просто бросили:
«Уже без хитростей, уже открыто отзывают меня те, кто давно уже силился меня отсюда убрать, отказывая в деньгах и солдатах. Победил Ганнибала не римский народ, столько раз мною битый и обращённый в бегство, а карфагенский сенат своей злобной завистью...» (с) Тит Ливий. История Рима от основания города.
Многие считают, что Ганнибал совершил ошибку, не пойдя на Рим в период своих успехов. Возможно, ему следовало, еще до «блицкрига» сходить на Карфаген и провести там военно-политические реформы (чем-то подобным он пытался заняться как раз после поражения Карфагена)?
В любом случае, один человек, даже очень талантливый, не может лишь своими усилиями повернуть ход истории. Карфагенское общество оказалось слабее римского. Римляне были готовы воевать до самого конца, а карфагеняне — вообще воевать не желали.
Потому итог конфликта, в целом, закономерен: римляне, получив от Ганнибала, просто изолировали его, воспользовавшись численным превосходством и господством на море.
А потом били по слабым местам не Ганнибала, а Карфагена: Испания и Африка, где Ганнибала не было. Последний же ничего не мог уже сделать, лишь «огрызаясь», никак не мог «телепортироваться» во все места военных действий сразу.
Чем-то эта история напоминает историю уже периода Второй мировой войны. А именно — судьбу войск Эрвина Роммеля, который «лис пустыни». Да, он громил британцев, притом неоднократно. Но у последних было преимущество в логистике, в снабжении, в людях, в технике.
Одна личность, даже незаурядная, не сможет долгое время противостоять организации...
С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте , смотрите видео на моем You Tube канале . Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.