Найти тему

Ремонт по-дореволюционному

Красоту и уют люди любили всегда, хоть и представления о них со временем менялись. Были свои особенности и до революции. Некоторые из них можно отчетливо увидеть на картинах, некоторые может подметить внимательный читатель, любящий классику. Полы, потолки и даже цвет обоев могли говорить о многом.

Самый примитивный "дизайн интерьера", который был и самым массовым - да никакого! Просто деревянный дом типа изба, без всяких обоев и паркетов. По мере необходимости щели конопатили паклей. Такой стандартный интерьер можно увидеть на картине многих художников, например, передвижника Василия Максимова "Новоселье", а заодно и в большинстве деревенских домов, да и многих мещанских тоже.

Василий Максимов "Новоселье"
Василий Максимов "Новоселье"

Был вариант более продвинутый. Стены штукатурили и красили. Похоже, что именно так оформлена комната семейства, нанимающего прислугу на картине Владимира Маковского. Некоторые красили просто в один тон, часто белый, некоторые могли украсить узором и даже вполне художественной росписью наподобие фресок. Еще один популярный вариант - отделка плиткой или изразцами. Ее применяли для печей, кухонь, позже ванных комнат, но иногда она встречалась и в комнатах. Обычно в комнатах ее его можно увидеть там, где стоял обеденный стол, это задняя часть печи, и там в стене был продух для трубы от самовара. На картине как раз можно рассмотреть кафель ближе к двери, там, где и происходит чаепитие.

Владимир Маковский "Наем прислуги" (1891)
Владимир Маковский "Наем прислуги" (1891)

Но были и более презентабельные варианты. Например, обои. Вот только обои по тем времена были понятием более широким. Изначально этим словом называли то, чем стены обивали, и речь шла обычно о тканях. Бумажные обои производились с 18 века, но называли их долгое время бумагами или бумажками. Обычно считается, что бумага была более дешевым вариантом, хотя это не совсем так.

В 18 веке одним из самых массовых способов отделывать стены - обить холстами, а затем покрасить их. Иногда закрашивали одним цветом, но некоторые могли расписать их, превратив стену в большую картину. Дмитрий Благово в "Рассказах бабушки" описывает интерьер бабушкиного дома так: "Все парадные комнаты были с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и краской на клею. В зале нарисованы на стенах охота, в гостиной - ландшафты, в кабинете у матушки тоже, а в спальне, кажется, стены были расписаны боскетом, а еще где-то драпировкой или спущенным занавесом." Клей делал краску прочной и водостойкой.

Наталья Леонова . Кусково. Зеленая гостиная
Наталья Леонова . Кусково. Зеленая гостиная

В литературе часто можно встретить упоминание штофных обоев. Обычно под ними подразумеваются обои на тканевой основе, которые к стенам крепили с помощью гвоздиков. Поначалу это было весьма дорогое удовольствие, хотя со временем цены становились все ниже, в том числе по причине появления все большего числа отечественных производителей. Некоторые люди делали обивку и стен, и мебели из одного и того же материала. К середине 19 века стал популярен относительно недорогой кретон (крепкая хлопковая ткань), а иногда в ход шел и дешевый ситец. Похоже, однотипной тканью задекорирована гостиная в Кусково на акварели Натальи Леоновой. Довольно часто в первой четверти 19 века в отделке использовались яркие цвета. Изумрудно-зеленый, насыщенно-синий, красный.

Бумажные обои в Европе стали популярны еще в 18 веке. В Англии это была дешевая альтернатива тканям. А вот во Франции "бумажки" были отнюдь не «массмаркетом». Их делали с тиснением, сложными узорами, расписывая вручную или с помощью трафаретов, а иногда даже наносили позолоту. Особым шиком считались вкрапления ворса (обычно его состригали с бархата). При этом ворс могли еще и приглаживать в разных направлениях, создавая сочетание матового и глянцевого узора. Бумажные обои было легче использовать, но стоили они иногда не дешевле штофных. Поначалу бумажные обои состояли из отдельных листов, которые между собой склеивали. В 1799 году Луи Робер создал аппарат, выпускавший бумагу рулонами, а англичанин Престон в 1839 году аппарат для нанесения узора. Все это сделало бумажные обои дешевле и доступнее. Сочетание кафеля и, скорее всего, недорогих обоев можно увидеть на картине Николая Неврева "Смотрины" (1888).

Николай Неврев "Смотрины"
Николай Неврев "Смотрины"

А вот потолок обычно просто красили. При этом в краску тоже добавляли клей. Такой потолок можно было мыть. Ценное качество, с учетом того, что из-за свечного освещения и печного отопления он мог быстро закоптиться. Изредка можно встретить росписи.

С полом вариантов было тоже немного. И самый массовый из них – просто дощатый. Паркет был дорогим удовольствием, поэтому встречался далеко не во всех домах, да и там обычно не во всех комнатах, а только парадных. Чем более сложный рисунок и больше использованных сортов дерева, тем дороже. Так что роспись на потолке и красивый паркет еще раз подчеркивают зрителю, что папенька, к дочери которого на картине Федотова сватается меркантильный майор, явно в состоянии дать внушительное приданое. Изредка встречался вариант обивки пола сукном под покраску. В 1863 году был изобретен линолеум, но массовым его производство стало только к концу 19 века. Он считался больше техническим материалом и у нас популярен не был. Обычно его использовали в заведениях общепита. Удивительно, но в общественных местах или, например, общежитиях в коридорах могли класть асфальт.

Павел Федотов "Сватовство майора" (1848)
Павел Федотов "Сватовство майора" (1848)

этот материал также опубликован в моем блоге на pikabu тут