Саша Фролова — таргетолог и основательница диджитал-библиотеки "Ракета", автор Telegram-канала "Дело в рекламе" (8 тысяч подписчиков). В интервью "Дигитал чайку" Саша рассказала, что отличает хорошего таргетолога от плохого, как начать работу в таргетинге и каково это - развивать свой инфобизнес.
Как ты пришла в таргетинг, прошла курсы или все на практике?
Я всегда очень интересовалась рекламой, даже обожала ее просто смотреть. Пошла на факультет маркетинга, изучала SMM. Когда начала работать, сделала упор именно на таргетинг — так как это связано напрямую с рекламой.
Как клиенту нанять хорошего таргетолога? Какой порядок введения в работу идеален?
Нет единого порядка введения в работу, надо опираться на специфику компании. Чтобы отобрать таргетолога, в первую очередь надо дать хорошее тестовое задание. И делать упор не на знание терминов, а на прикладные навыки: что работник может сделать в конкретном кейсе, с поставленными условиями, как находит решение проблемы. Плюс стоит учитывать человеческий, чисто личностный фактор. Психологические HR-тесты никто не отменял :D
Чтобы нанимать таргетолога, клиент должен разбираться в таргете?
Я считаю, что без этого никуда. Каждому владельцу бизнеса нужно понимать хотя бы базу маркетинговых знаний, иначе невозможно выбрать хороших работников.
Что отличает хорошего таргетолога от плохого?
Отличает желание думать! Таргет —это постоянный брейншторм, тестирование гипотез. Если ты хочешь делать по шаблону, подсмотреть у кого-то и сделать также — такое пройдет не всегда. Не все механики подходят под всех клиентов. Думаем, логически рассуждаем, тестируем, и так по кругу.
То, что сработало для одного клиента, может не сработать для другого. Поэтому главное — не бояться думать и тестировать.
При работе с клиентами в качестве таргетолога, какие у тебя были проблемы и как решала?
Проблем множество, особенно на первых порах на фрилансе. Клиенты зачастую не понимают основ маркетинга и таргетинга, считают, что это "просто потыкать кнопочки", что такая работа не должна стоить дорого. Были клиенты, которые не понимали, чем именно я занимаюсь, и в таких случаях нужно объяснять суть работы, разговаривать с людьми. А если клиент даже так не может или не хочет понимать — каши с ним не сваришь, и это уже его проблемы.
Учитесь показывать людям свою ценность и принципы работы, не бойтесь быть честным и отстаивать свою позицию, показывать внутренние процессы, если нужно.
Сливала бюджет?
Конечно, сливала! Когда ты пробуешь и у тебя недостаточно опыта, легко по невнимательности слить бюджет. Хотя даже опытные специалисты с этим сталкиваются. У кого не спроси — хоть раз да был слив бюджета.
Таргетинг — это больше про что? Какие прям базовые важнейшие навыки, необходимые для работы?
Таргет — это про все. Аналитика всего: рынка, продукта, конкурентов, каждой кампании. На основе этого — построение стратегий. Разработка креативов, которые цепляют. Это компиляция множества маркетинговых инструментов, которые нужно хорошо знать и правильно выстроить, чтобы найти клиента.
Навыки: умение и желание думать, умение быстро реагировать и адаптироваться, решать задачи оперативно. А еще — понимание психологии людей. Через рекламу бизнес общается с людьми, и очень важно понимать, что болит у людей, что предложить им, за какие ниточки дергать.
Где берёшь идеи для креативов?
Из зарубежной рекламы и профессиональных книг. В книгах по рекламе и маркетингу очень много инструментов, разных примеров воздействия на аудиторию через рекламу. Это все можно адаптировать, даже делать новые заходы на основе классических техник. Ну и, конечно, хорошие рекламные ролики и постеры можно разбирать по техникам, по элементам, анализировать, — и тем самым пополнять свой сундучок для брейнштормов. Что я и делаю на своем канале "Дело в рекламе". Нужно смотреть, читать, впитывать — весь мир полон идей, важно уметь их видеть и обрабатывать.
Таргетологу нужно шарить в дизайне?
Я думаю, нужно знать базовые принципы дизайна. Если ты на фриласне, не всегда есть возможность или необходимость отдавать дизайнеру задачи. Лично я делегирую дизайнеру сложные креативы, а бывают и простые, но эффективные креативы, которые я могу создать сама. Базовые принципы: сочетание цветов, положение текста и т.п., безусловно пригодятся.
Какие шаги для начинающего таргетолога, нужно ли набирать кейсы бесплатно?
Это индивидуальный психологический момент. Кто-то берет бесплатные кейсы, так как боится не оправдать надежды клиента. Кто-то считает, что любая работа должна оплачиваться. Это личное дело каждого. В самом начале главное — набивать руку, практиковаться. Это единственное, что поможет влиться в таргет, набирать опыт и активно в нем вариться.
Главный инструмент, которым я пользуюсь при работе — это весь Telegram! Я обожаю этот мессенджер. Множество ботов для рабочих процессов, рабочие чаты, каналы с идеями, вдохновением и даже с вакансиями. Это очень удобно :)
Что выгоднее для таргетолога — работать в найме или во фрилансе, как думаешь?
Нет однозначного ответа. Ты можешь зарабатывать на фрилансе 3 копейки, а можешь в найме получать 150 000 рублей в месяц. В каком-то смысле найм более стабильный, плюс, когда ты работаешь в компании, легче перенимать опыт, много возможностей для нетворкинга и обучения.
Почему и как ты решилась запустить свою онлайн школу?
Я не люблю называть это школой :) Школа ассоциируется с чем-то нудным, в школу не хотелось рано вставать. Мне по душе называть это библиотекой — место, куда ты можешь прийти в любое время за нужными тебе знаниями.
Решилась очень легко! Когда я осознала свой рост в профессиональном плане, я задумалась над тем, сколько времени я потратила на это и трачу до сих пор. И осознала, что те ошибки и вопросы, которые у меня были в процессе развития, можно было бы закрыть хорошим источником знаний.
Я проанализировала, какие знания в маркетинге мне периодически нужны были на моем профессиональном пути, и создала образовательный проект для тех, кто уже развивается в этом направлении. Это был важный шаг, сделать такой анализ, ведь потребитель — по сути соавтор продукта. Без понимания потребностей аудитории невозможно создать хороший продукт.
Какие инструменты используешь для продвижения библиотеки? Какие из них наиболее эффективные?
Я практически никакие и не использую, из каналов трафика только блог в Instagram и Telegram-канал. Больше всего меня радует сарафанка: очень горжусь, что у меня много учеников, кому просто посоветовали "Ракету".
Какого это — запускать свой образовательный продукт в эпоху инфобиза? Чувствуешь конкуренцию?
Конкуренцию почти не чувствую: у меня проект не для новичков, и я считаю, что эта ниша почти не занята. Кроме того, я стараюсь максимально отстраиваться от конкурентов и делать новейшее, подкрепляя (и подкупая) своей экспертностью. У меня есть знания, я хочу ими делиться через нетривиальную систему. В этом секрет)
Есть ли негатив, если да, как обрабатываете?
Мы только недавно запустились и пока ничего такого не наблюдаем. В основном все пишут обратную связь с предложениями и запросами, что хотели бы еще видеть, какие темы хочется еще изучить. Сейчас будем собирать глубокий фидбек, анализировать индекс лояльности и думать, как развиваться дальше. Планы уже глобальные!
Как распознать инфоцыган, чтобы не потратить деньги на образование впустую?
Эксперты продают знания и опыт в своей нише, инфоцыгане — продают то, что пользуется спросом в соцсетях, не имея в этом никаких знаний. В этом разница. Узнайте точно, есть ли у автора продукта опыт в этой сфере, прежде чем что-то покупать.
Что ждет инфобиз в ближайший год и в ближайшие 5 лет, как думаешь?
Мне кажется, люди станут более требовательны. Потребительские запросы уже сильно меняются, и мы должны им соответствовать. Искренне надеюсь, что люди будут осознаннее подходить к выбору. Это очень повышает качество инфопродуктов на рынке. А я хочу, чтобы у нас был классный, конкурентный рынок.
Подари напутствие от таргетолога таргетологам и всем, кто читает интервью и каким-то образом связан с продвижением :)
Не бойтесь экспериментировать. Вся наша жизнь состоит из гипотез, не бойтесь пробовать их все. Возможно, самое неожиданное зайдет лучше всего. Целую!
__________________________________________
Instagram Нади (автор "Дигитал чайка")