В предыдущих статьях я начала рассказывать о сути методики педагогов-Новаторов Бориса и Лены Никитиных, получившей большую известность в конце XX века. Сегодня я предлагаю поговорить о физическом и трудовом воспитании детей, как оно осуществлялось у Никитиных, и что в итоге из этого получилось.
Борис Павлович и Лена Алексеевна считали, что физическое воспитание играет огромную роль в развитии детей, и, как я уже писала, уделяли ему огромное значение. Малыши буквально с первых дней жизни висели и ползали на турничках и перекладинках, демонстрируя чудеса ловкости. Я читала в одной из их книг описание, как их первенец Алеша учился ходить в 8 месяцев (мой собственный сын пошел в 10, и это были робкие шажки). Алеша же бодро и бесстрашно путешествовал сначала с двумя папиными пальцами, а затем, когда одна из двух его "опор" стала мягкой и податливой, как сосиска, малыш бросил бесполезную уже опору, и гулял с одной, пока не повторилось то же самое. И падать (очень полезное умение на мой взгляд) Алеша тоже учился так же.
Так что, как мне кажется, с пользой физического развития с Никитиными согласятся все. Но физическое развитие было в понимании родителей-новаторов неразрывно связано с трудовым и вот тут уже все не так однозначно.
Действительно, малышей с самого раннего возраста приучали к труду. У каждого из них были свои обязанности, которые необходимо было выполнять. Первую осознанную помощь от своего первенца Алеши Лена Алексеевна получила, когда малышу было ... 11 месяцев от роду. Мама чистила картошку, а малыш носил ей одну картофелину за другой.
К двум годам у Алеши была целая куча разнообразных обязанностей. Малыш помогал маме накрывать на стол: сначала, в годик, он носил свою легкую ложку и кружку, потом стал приносить предметы побольше - сахарницу, масленку и т.д. Помогал убирать раскладушку, поливать растения в огороде из маленькой лейки (конечно, при этом поливались и камушки с дорожкой, но это уже детали😉), ходил с папой за водой со своим личным крохотным ведерком.
Но в первую очередь малыш научился обслуживать себя сам: одеваться, аккуратно есть, а если вдруг случалась неприятность вроде разлившегося молока или чая (или еще какая авария), Алеша сам шел за большой тряпкой и сам ликвидировал образовавшуюся лужу, какого бы происхождения она не была.
Когда второй сынишка Антоша достаточно подрос (год? полтора?), чтобы составить старшему брату компанию, у малышей появилась своя собственная мастерская на террасе с крошечными, но настоящими инструментами. Убирать зимой снег с дорожек вокруг дома тоже выходили всей семьей, и у каждого была своя лопатка по росту и по силенкам.
Все эти сложные (для малышей) обязанности выполнялись карапузами с огромным удовольствием потому, что родители всегда подавали свои просьбы о помощи, как само собой разумеющееся, не сомневаясь в том, что выполнить просьбу малышу по силам. Они отмечали каждый маленький шажок, каждую крохотную победу и не уставали хвалить малышей. Не менее важно еще и то, что часто все просьбы и дела выглядели как игра, как узнавание чего-то нового, а ведь в этом возрасте малыши открывают для себя мир и готовы на все. (Мой сынишка стирал со мной в ванной, варил обед, чистил овощи и тут же пробовал их на вкус. 😀) На тот момент я не очень вникала в методику Никитиных, но до каких-то вещей додумалась сама.)
Не знаю, как вам, дорогие мои читатели, а на мой взгляд, подход к воспитанию абсолютно идеальный. Так почему тогда я написала, что вопрос трудового воспитания в семье Никитиных крайне неоднозначный? Что не так? Об этом, как и о многом другом я расскажу в своих следующих статьях. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное.
Другие статьи о семье Никитиных и их эксперименте можно прочесть здесь:
Никитины. Нет прививкам и стерильности, да - скромности в еде (часть 3)
Никитины. Сон на улице зимой и тренажеры в 3 месяца от роду (часть 2)