Найти в Дзене
Hotnews

В США названы 4 главных санкционных удара против России, на которые пойдет Запад в развязанной им холодной войне...

Мы вам представляем обобщенный взгляд политологов и экспертов на Западе в отношении санкций против России. Это важно знать, чтобы понять, - не в Навальном дело. Игра идет по-крупному, и в долгую.
Отношения между США и Россией никогда не должны быть строго враждебными. Поэтому Запад предполагает разделение целей вводимых им санкций в отношении России, разбив их на четыре категории...

Мы вам представляем обобщенный взгляд политологов и экспертов на Западе в отношении санкций против России. Это важно знать, чтобы понять, - не в Навальном дело. Игра идет по-крупному, и в долгую.

Сегодня санкции США против России неэффективны. На Западе считают, что санкции, введенные администрацией президента Барака Обамы, которые противопоставили России единый американо-европейский фронт, снизили валовой внутренний продукт страны на несколько пунктов и, возможно, удержали Москву от дополнительных действий на Украине. Эти санкции остаются в силе.

Но экономика России адаптировалась, и теперь в Кремле бытует мнение о том, что Соединенные Штаты «никогда» не снимут санкции, поэтому нет никаких стимулов для удовлетворения требований США. Результатом является безуспешная программа западных санкций, которая больше не оказывает значимого давления на Москву и дает Вашингтону минимальные дипломатические рычаги воздействия.

Продолжающиеся нападки против России, вероятно, превратятся в нечто похожее на санкции против Кубы, которые остаются в силе на протяжении десятилетий, несмотря на отсутствие достижимых и каких-либо жизнеспособных политических целей.

Санкции стали центральным элементом в политике Америки по отношению к России. Но режим санкций против России - самый сложный для Америки. В отличие от обычных целей санкций США, таких как Иран и Северная Корея, экономика России слишком велика и глобально взаимосвязана с мировой экономикой. Санкции против российских фирм могут иметь существенный волновой эффект, который администрация Трампа на собственном горьком опыте усвоила после введения санкций против алюминиевого гиганта Русала. Но быстро отступила, когда цены на алюминий подскочили на 10 процентов.

Более того, поскольку Россия остается важным влиятельным игроком на международной арене, располагая все более боеспособными вооруженными силами и крупнейшим в мире ядерным арсеналом, отношения между США и Россией никогда не должны быть строго враждебными. Поэтому Запад предполагает разделение целей вводимых им санкций.

Основная цель санкционных войн, развязываемых Западом
Основная цель санкционных войн, развязываемых Западом

Американские политики считают, что добились бы большего успеха, если бы они рассматривали санкции в отношении России, разбив их на четыре категории:

  • сдерживающие санкции, направленные на предотвращение будущих действий;
  • принудительные санкции, направленные на создание рычагов воздействия, которые можно отменять при уступке со стороны России;
  • нормативные санкции, направленные на то, чтобы «называть и опозорить» политиков и чиновников, и сигнализировать о том, что их поведение неприемлемо, налагая на них ограничения;
  • санкции на истощение потенциала России, разработанные для достижения долгосрочных целей, таких как срыв воссоединения России с Крымом или сокращение российской военной модернизации и другого негативного влияния.

Сдерживающие санкции к России представляют для США самую главную потребность, поскольку они считаются непосредственными угрозами национальной безопасности США. Санкции Запада в этой категории призваны удержать Россию от вмешательства в выборы в США или возможного военного вмешательства в соседние страны. Эксперты по России считают, что тяжелее бывает, когда приходиться «выкапывать» противника из закрепившейся позиции. Санкции лучше использовать как угрозу.

Нет точных доказательств, но коллективный Запад, США и Европейский союз, в 2014 году во время боевых действий в Донбассе, пообещал, что Россия столкнется с серьезными экономическими санкциями, если она попытается напрямую участвовать в становлении Новороссии. США очень боятся возвращения российского влияния на пространстве бывшего Советского Союза.

В Соединенных Штатах считают, что администрация США должна вместе с Конгрессом принять закон, устанавливающий стандартную процедуру рассмотрения иностранного вмешательства в американские выборы. Так, после каждых федеральных выборов правительство США должно быть обязано по закону оперативно производить оценку того, вмешивалась ли Россия или какая-либо другая страна в их выборы. Если будет установлено, что вмешательство было, то Вашингтону следует наложить санкции на выпуск государственных долговых обязательств и экономически значимые государственные предприятия. По мнению США, это единственные меры, которые могут нанести ощутимый ущерб экономике России. Санкции должны оставаться в силе в течение пяти лет: в течение одних промежуточных и одних президентских выборов. Если Россия воздержится от вмешательства в эти два промежуточных выбора, санкции автоматически прекратятся. Такой процесс может привести к сдерживанию, потому что он сочетает в себе четкие намерения с угрозой серьезных последствий.

Создав этот процесс внутри страны, Соединенные Штаты будут стремиться к его интернационализации, работая с союзниками, чтобы подписать декларацию о том, что иностранное вмешательство в выборы любой из подписавших сторон будет рассматриваться как нападение против всех и приведет к жестким многосторонним санкциям. Такое заявление будет служить дополнением 5 статьи Устава НАТО.

Вторая категория - это принудительные санкции, которые предполагают использование существующего экономического давления для стимулирования активных встречных действий со стороны России. Все санкции, действующие в настоящее время против России, могут быть использованы для этой цели, но на практике, по мнению Запада, Кремль могут сдвинуть с места только санкции, которые вызывают значительное экономическое давление.

Если сдерживающие санкции сообщают о намерениях, то принудительные санкции требуют осторожной дипломатии - ни одно правительство, в первую очередь Москва, не захочет торговать своей репутацией в обмен на ослабление санкций. Следовательно, чтобы принудительные санкции имели хоть какие-то шансы на успех, администрации США необходимо будет встроить их в продуманный дипломатический процесс.

Для этого Вашингтон предполагает уменьшить свои требования к Москве отдельным набором вопросов. Как показывает провал кампании администрации Трампа по «максимальному давлению» на Иран, длинные списки требований не дают возможности начать совместную работу.

Хотя санкции могут обладать мощным воздействием, но они не являются чудодейственным средством - и, как убедилась администрация Трампа в Венесуэле, они, безусловно, не способны обеспечить смену режима.

Существующие экономические санкции против России на Западе считают скромными. Так как, ни одно крупное российское государственное предприятие не находится под полным замораживанием активов - Соединенные Штаты и Европейский Союз ограничились запретом крупным компаниям, таким как Роснефть и Сбербанк, выпускать определенные виды долговых обязательств на рынках США и Европы. Газовый гигант России Газпром, практически не затронут. Наиболее значительным воздействием нынешних санкций является то, что они ограничивают развитие и модернизацию энергетического сектора России, запрещая западным компаниям инвестировать в нефтяные проекты нового поколения в российской Арктике, а также в глубоководные и сланцевые месторождения.

-2

Это важный рычаг воздействия со стороны Запада, поскольку без внутренней реформы экономическое будущее России, по мнению разработчиков санкций, зависит от разработки этих нефтяных ресурсов.

Администрация США, совместно с Европейским союзом, будут стремится достичь с помощью существующих санкций полного выполнения Россией Минских соглашений и восстановления контроля Украины над Донбассом. Вашингтон и Брюссель возможно разработают пакет временных мер по смягчению санкций, аналогичный Совместному плану действий с Ираном от 2013 года, и предложить его России в обмен на ощутимые шаги по выполнению своих Минских обязательств, такие как длительное прекращение огня, полный доступ к территориям ДНР и ЛНР для Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также размещение миротворческой миссии Организации Объединенных Наций.

Если Москва продемонстрирует шаги навстречу, то Соединенные Штаты и Европейский союз ослабят санкции в обмен на выполнение Минских соглашений. Как только Украина убедится, что она восстановила контроль над Донбассом и сохраняет его контроль в течение как минимум года, Вашингтон и Брюссель должны быть готовы к более длительному ослаблению санкций.

Третья категория санкционной войны против России - нормативные санкции. Официальные лица в США часто называют эти санкции формой «наказания». Они наказывают лиц, совершающих особо одиозные действия, как вопиющее нарушение прав человека в России, включая недавнее отравление Алексея Навального, которое Запад не желает оставить безнаказанным. При том, что никаких доказательств причастности к этому России нет.

Лучший для Запада способ отреагировать - провести необходимую детективную работу для выявления виновных, а затем наложить на них полную блокирующую санкцию - заморозить их активы и отказать им в доступе к финансовой системе США. И чтобы гарантировать, что эти санкции станут сильным сигналом, Вашингтону рекомендуется стремиться к их многосторонности, привлекая Европейский Союз, Японию и других союзников.

Для того чтобы эти санкции против России, по мнению Запада, достигли желаемого эффекта - они должны иметь временные ограничения, аналогичные уголовному приговору. Эти сроки должны быть достаточно продолжительными, чтобы причинить вред, но не настолько, чтобы у лиц, подпадающих под санкции, не было стимула улучшать свое поведение: скажем, от пяти до 20 лет, в зависимости от тяжести правонарушения. Длинное наказание будет сигналом о том, что такие действия приведут к серьезным последствиям, а ограничение по времени может побудить лиц, подпадающих под санкции, воздерживаться от дополнительных нарушений в будущем.

Помимо карательного эффекта, нормативные санкции также позволят отделить финансовую систему США от незаконной деятельности в других странах, в том числе в России. Так в США задумались, надо ли в Америке разрешать иностранцам прятать свои нечестные доходы в Соединенных Штатах, раздувая цены на недвижимость в крупных городах Америки. Используя нормативные санкции, американская администрация планирует также защитить целостность финансовой системы США.

Четвертая и последняя категория санкций против России - санкции на истощение. В отличие от других типов санкций, они вообще не будут направлены на влияние и политику Москвы. Вместо этого они будут стремиться ограничить способность России достичь определенных целей, увеличивая экономические издержки и создавая практические препятствия. В эту категорию попадает решение США, которое вводит полный запрет на экономическую деятельность с Крымом. Цель этих санкций не в том, чтобы убедить Москву отказаться от претензий на Крым. В США понимают, что в обозримом будущем, это нереально. А мы в России знаем, что Крым не отдадим никому и никогда.

Цель США состоит в том, чтобы усложнить России интеграцию Крыма в Российскую Федерацию, демонстрируя долгосрочную политику дипломатического непризнания и разработав иные подводные камни для Москвы. Еще одна цель истощающих санкций - сорвать усилия России по модернизации своих вооруженных сил и ослабить ее влияние.

Большая часть оборонных и разведывательных предприятий России уже находится под санкциями, и не в американских интересах отменить эти меры, если американо-российские отношения кардинально не изменятся к лучшему.

Кроме того, раздел 231 Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций предусматривает вторичные санкции против любого, кто приобретает значительную часть российской военной техники, в то же время предоставляя отказ от требований для стран, которые со временем существенно сокращают свои закупки в России.

Этот подход Запада аналогичен санкциям, направленным на ограничение экспорта нефти Ирана. Соединенные Штаты планирует в полной мере использовать этот закон в сочетании с предложениями похожего вооружения и оборудования, производимого в Америке и союзных странах, чтобы уменьшить зависимость в мире от российского военного экспорта.

Конгресс США, приняв большинством голосов Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций летом 2017 года, не допускает его вето. С тех пор ряд американских экспертов считают, что санкции против России существуют в своего рода нейтральной зоне.

В новой администрации США возникли два лагеря в отношении будущего санкций против России. Один лагерь, состоящий из экспертов, выступающих за более тесные американо-российские связи, призывает к более разумному применению санкций. Несмотря на благие намерения, этот лагерь выступает за то, чего просто не существует, - за узконаправленные санкции, которые могут повлиять на позицию России.

Но в США понимают, что единственные типы санкций, которые могут достичь этой цели, - это санкции, направленные против основных секторов экономики России, таких как банковский сектор, энергетика, горнодобывающая промышленность и оборона. Подобные санкции предполагают и обратные стороны, включая создание помех Евросоюзу и интересам европейского бизнеса. Но в США понимают, что без нацеливания на эти сектора экономики России, санкции просто не будут достаточно сильными, чтобы повлиять на политику Москвы.

Второй лагерь в США, выступает за спазм санкций, неизбирательно нанося России экономические страдания в ответ на различные действия Москвы. В Америке признают, что проблема с таким подходом состоит в том, что он будет не более эффективным, чем кампания «максимального давления» администрации Трампа против Ирана: он может нанести экономический ущерб, но вряд ли изменит поведение России.

Скорее всего, это убедит Россию в том, что Соединенные Штаты не заинтересованы в снятии каких-либо санкций и что единственная цель этих мер - ослабить Россию.

Санкции США против России считаются важным источником влияния Запада на нас, поскольку конкуренция между США и Россией происходит в основном за пределами военной сферы, поэтому умное и хитрое использование Западом всех инструментов воздействия имеет важное значение. В некоторых областях, Россия имеет преимущество перед Соединенными Штатами благодаря своей государственной системе управления и более закрытому обществу, чему Америка не стремится подражать. Однако в экономической сфере Соединенные Штаты обладают огромным асимметричным преимуществом.

США собираются использовать это экономическое преимущество с максимальной пользой для себя, и оно может стать главным приоритетом американской политики. На Западе уверены, что в обозримом будущем не может быть эффективной политики в отношении России без эффективной политики санкций.

Холодная война, навязываемая нам, не должна нас удивлять и расслаблять. Мы эту санкционную и идеологическую войну, в отличие от Советского Союза, обязаны выиграть. Схватка ожидается долгой и безкомпромисной...

-3