В прошлой статье на эту тему я рассказывала о своих питомцах – маленьких бессловесных друзьях, за которых мы в ответе. Они живут рядом с нами, делая нашу жизнь ярче одним только своим присутствием – а мы… Мы не всегда понимаем, насколько они зависимы и беззащитны в своём доверии к нам.
Та статья заканчивалась печальной историей про нашу Маркизу.
Но, в одно время с ней у нас жили ещё две кошки – вернее, кошка и кот, о которых стоит рассказать – потому, что, в каком-то смысле, их можно назвать «Ромео и Джульеттой» кошачьего мира.
Багиру нам отдала невеста сына – у них тогда кошка окотилась - и этот котёнок мне очень напоминал потерянную в далёкой юности Уню.
Кошка была такая же чёрная, с лёгким каштановым отливом, с такой же короткой мордочкой и очень мягкой, нежной шёрсткой. Она была замечательная – игручая, с очень своеобразным характером. Она любила таскать в зубах разные предметы, как собака – например – зелёные яблоки в саду. Она приходила по утрам в комнату, чтобы по-своему пожелать доброго утра – во всяком случае, это выглядело именно так, а не просто, как банальное требование еды.
Кузя появился у нас почти одновременно с Багирой – тоже ещё котёнком. Облезлого, страшненького, искусанного блохами маленького зверька кто-то подбросил нам под ворота – мы тогда уже жили в частном доме.
Котёнка искупали со специальным средством и положили в тепло – мы даже не были уверены, что он выживет. Но он очухался – и в последствии вырос в большого, пушистого, очень красивого чёрного кота. Его особенностью были большие уши – а ещё, он оказался очень умным.
Котята росли вместе, вместе играли, разнося весь дом, вместе спали и вылизывали друг друга. И мы, по привычке, выпускали их гулять на улицу.
Когда Багира ждала появления котят (нам, так же, как с Маркизой, не хватило ума её стерилизовать), с ней произошло несчастье. Я не знаю – она была на улице и может, её там кто-то ударил – но у кошки, видимо, начались сильные боли. Ночью мы поехали в ветеринарку, где Багиру прооперировали. Целые сутки мы от неё не отходили - и ветеринар постоянно звонил, узнавал, как дела, давал рекомендации. Багирку мы выходили и теперь она была стерилизована – ей всё удалили.
Но, Кузя, хоть и бегал к другим кошкам по надобности, по-прежнему спал рядом с Багирой, играл и вылизывал её.
А потом случилась другая беда – Кузя заболел. И снова мы совершили ошибку – мы думали, что кот выглядит таким облезлым, потому, что изгонялся весной – и скоро всё пройдёт.
Но, однажды утром мы обнаружили его мёртвым. Видимо, ночью кот залез под машину во дворе и там тихо умер. Уже потом, через какое-то время, я узнала, что это были симптомы болезни почек, которые мы пропустили.
Кота мы похоронили в лесу. Багира очень скучала – правда, через какое-то время, вроде пришла в норму. Но, мы рано радовались – не знаю, было ли это связано со смертью Кузи или мы просто сделали такое предположение в силу человеческих представлений – как бы там ни было, однажды Багира ушла и больше не вернулась. Такая вот печальная история любви.
Мы, конечно, точно не знаем, что чувствуют животные - но это далеко не единственный пример их привязанности к друг другу, который мне довелось наблюдать.
Когда-то давно, у бабушки моей подруги жила кошка – а у подруги с матерью – кот. Дома стояли на одном участке – и кот с кошкой «встречались». А потом, с кошкой произошло что-то подобное случаю с нашей Багирой – но она не выжила после операции. Бабушка подруги закопала кошку прямо во дворе. Так кот несколько дней сидел и выл на том месте, где её похоронили – вот тебе и «всего лишь кошки». Что мы знаем о них – о их чувствах, самосознании (если такое существует – а мне кажется, что оно есть), об их переживаниях и привязанностях? Наверное, мы знаем об этом очень мало – и вряд ли можем узнать. Всё, что мы можем – это быть внимательней к их нуждам, здоровью и безопасности. Чтобы по возможности, истории их жизни не заканчивались трагедией, как с нашими Кузей и Багирой. «Нет повести печальнее на свете…»