Миллиардеры из развивающихся стран появляются в заголовках чаще, чем их скромные европейские коллеги. От исчезновения китайского магната Джека Ма, до саудовской королевской семьи, которая ехала с гепардом на своем золотом мерседесе. Легко найти странные истории о людях, у которых больше денег, чем человек может потратить за всю жизнь.
Но нет истории столь впечатляющей, как история Эйке Батисты. Человек, который потерял 99,6% своего состояния всего за 16 месяцев. Магнат, потерявший 34 миллиарда долларов менее чем за полтора года. Промышленник, который общался с президентами и министрами, но теперь живет среди опасных преступников.
Золотые годы
В 1981 году 25-летний Эйке взял ссуду в 500 тысяч долларов и создал Autram Aurem, золотодобывающую компанию, основанную на добыче полезных ископаемых в Амазонии. Ходят слухи, что он использовал опыт своего отца. Он занимал пост министра энергетики и горнодобывающей промышленности в правительстве Бразилии. Менее чем за два года Eike получила прибыль в 6 миллионов долларов.
Быстрое расширение амазонского бизнеса вызвало интерес со стороны других стран, и в 1983 году Эйке стал сотрудничать с канадской компанией TVX Gold. Два года спустя он стал генеральным директором этой же организации, акции которой уже котируются на Канадской фондовой бирже.
Всего в 29 лет он построил сцену, в которой он нуждался, чтобы продемонстрировать свои исключительные способности впечатлять инвесторов.
Группа X
В 1998 году Эйке создал первую из серии компаний, которые позже сформировали его гигантский конгломерат: AMX, компанию по очистке сточных вод, основанную после покупки структуры более старой фирмы. В том же году его имя появилось на телевидении по всей Бразилии (и во всем мире) в связи с совершенно другим делом. Его знаменитая жена, одетая как кошка во время карнавального шествия, использовала поводок с надписью Eike .
Следующими предприятиями, основанными Эйке, были MPX (теплоэнергетика, 2001 г.), MMX (добыча полезных ископаемых, 2005 г.), OGX (нефть и газ, 2007 г.), LLX (логистика, 2007 г.), REX (недвижимость, 2008 г.), OSX (верфь, г. 2009) и SIX (технологии, 2011).
Все эти компании контролировались холдингом EBX. Почти все его творения проходили IPO, и каждое IPO приумножало его состояние. Вместо типичных директоров по связям с инвесторами Эйке устраивал выездные презентации и часто встречался с публикой .
Он начал развивать свои коммерческие способности задолго до этого. Будучи студентом колледжа, он продавал страховые полисы для финансирования учебы в Европе. С тех пор он знал, что его навыки продаж работают как по волшебству.
Безумие IPO
Используя свой тон голоса Мэтью МакКонахи, его внешность, достойную Голливуда, впечатляющие бизнес-планы и свое чутье Мидаса, Эйке с легкостью привлек инвесторов. Он даже убедил людей, которые никогда не инвестировали в акции, открыть счета только для того, чтобы купить его акции.
Те, у кого недостаточно средств для инвестиций в его предприятия, покупали его книгу «Траектория величайшего предпринимателя в Бразилии» .
Бразильский брокерский дом XP Investimentos за этот период увидел невероятный поток новых клиентов, которые перевели их из регионального инвестиционного бутика в одну из крупнейших розничных инвестиционных компаний в мире.
Я был биржевым маклером XP с 2009 по 2011 год. Количество людей, открывших счета для инвестирования в Eike Batista, было настолько огромным, что нашему бэк-офису потребовались дни, чтобы обрабатывать все формы. То же самое происходило по всей Бразилии.
После каждого IPO состояние Эйке Батисты увеличивалось. И на этом дело не закончилось. Он освоил использование пресс-релизов для информирования общественности о том, что его буровые компании открывают новые нефтяные месторождения или что его судоходная компания подписывает новые контракты. Упоминания о бизнес-рисках были редкостью.
Я помню, как наш менеджер в брокерской компании сказал:
Как невероятен этот OGX! Каждый раз, сверля, они что-то находят! Скоро превратится в мирового гиганта!
Операция Лава-Ято и метеоритное падение.
Прелюдия к падению Эйке произошла в марте 2012 года, когда его сын Тор наехал на велосипедиста за рулем Mclaren SLR.
В том же году инвесторы стали проявлять нетерпение по поводу результатов деятельности его группы. MPX накапливал долги и убытки. У звезды его конгломерата, OGX, после долгих лет чрезмерно оптимистичных пресс-релизов, по-прежнему было незначительное количество добычи нефти.
Эйке пришлось прибегнуть к продаже активов одних компаний, чтобы покрыть убытки других. Но несколько месяцев спустя прилетела бомба, с которой он не справился.
Нефтяные месторождения OGX были настолько плохого качества, что добыча не имела смысла. Его состояние упало почти на 7 миллиардов долларов за один день.
С тех пор это был постоянный крутой спуск. Четыре различных расследования преступлений были нацелены на Эйке - одно из них Федеральная полиция иронично назвала Midas Touch.
Последним гвоздем в гробу стала операция Lava Jato. Если вы уже смотрели сериал Netflix «Механизм», то знаете, что это было расследование, в результате которого были заключены в тюрьму бывший президент Бразилии Лула и губернатор штата Рио-де-Жанейро Сержиу Кабрал.
Лава Ято исследовала частные компании, которые установили тесные связи с правительственными чиновниками, давая взятки за государственные контракты и другие льготы. Следователи обнаружили, что Эйке был одним из магнатов, получивших выгоду от подкупа политиков. Параллельное расследование касалось инсайдерской торговли - здесь нет ничего удивительного.
Бразильское правосудие действует мучительно медленно: только в 2017 году суд вынес приговор к аресту Эйке Батисты. Но они не могли его найти. В течение нескольких дней они считали бывшего миллиардера беглецом, пока он не сдался в международном аэропорту Рио-де-Жанейро.
В январе 2017 года Эйке Батиста с бритой головой, как и любой другой заключенный, начал отбывать тюремный срок в пенитенциарном комплексе Бангу, где обитают тысячи обычных преступников, от воров в магазинах до наркобаронов-психопатов.
Это был конец бразильского Мидаса, но отчаянные крики мелких инвесторов, которых он соблазнил, и его освещение в СМИ все еще слышны.