Нежно люблю повесть Александра Сергеевича Пушкина “Пиковая дама. Перечитываю не реже раза в год. Мечтаю, чтобы замечательный сюжет сняли в красивых интерьерах и дорогих костюмах. Разумеется видела экранизации повести.
Жаль, но они грешат плохими костюмами и историческим ляпами. Это хорошо видно на примере главной героини - графини Анны Федоровны Томской
Напомню, что действие повести разворачивается в 1833 году, но графиня хранит верность привычкам далекой молодости и одевается по моде 1770-х годов.
“Пиковая дама” 1982 года
На мой взгляд, это лучшая из имеющихся киноверсий. Игорь Масленников передал дух пушкинской прозы. Но к образу главной героини есть вопросы.
Графиню играет Елена Гоголева. Образ вздорной барыни, этакой отжившей свое властительницы передан изумительно. Но что с костюмами?
Знаю, Масленников буквально из ничего сделал фильм. Бюджет выделили мизерный. Но если бы не игра Гоголевой как поверить, что история разворачивается в самом богатом доме Петербурга.
Свет в кадре приглушенный, сумеречный, скрывает подробности костюма Анны Федоровны. Отчего с трудом понимаешь, что надето на актерах. Большую часть фильма графиня проводит в чепце и домашнем платье.
Скорее всего это неглиже.
Платье-неглиже без корсетов и объемных юбок придумали в XVIII веке. Наряд состоял из юбки и широкой блузки с баской. Дополнялся чепцом с лентами. Удобное домашнее одеяние преимущественно пастельных тонов.
В этой части нет противоречий с текстом Пушкина. Что же касается бального платья, которое описывает автор, то в фильме его попросту нет.
А для характеристики личности графини не хватает кадров со сценами бала. Именно там открываются привычки светской жизни Томской и ее роль в жизни Петербургского высшего общества.
Одним словом мне не хватило красок и пышных нарядов графини.
Фильм-опера 1960 г
Фильм поставлен по знаменитой опере П.И. Чайковского. Композитор вольно обошелся с текстом, но образ и характер графини Анны Федоровны сохранился близким к оригиналу.
Здесь графиню играет Елена Полевицкая. У нее получился образ грозный и мистический - эдакий Мефистофель в юбке. Хотя тема с костюмами здесь раскрыта больше, но опять же, достоверной картины не вышло.
Герман впервые видит графиню на прогулке в парке и на той надето серо-синее платье. Вот только оно не по моде 1770-х годов, и даже не 1830-х, а 1840-х.
Смотрите, на графине Томской платье с покатыми рукавами, а размеры юбки явственно говорят о кринолине. В эпоху молодости Томской носили фижмы, а кринолин изобретение века XIX. Дело в том, что фижмы придают юбке форму овала вытянутого на бедрах, а кринолин - форму круга. Так что прогулочный костюм совсем не соответствует книжному образцу.
А вот на балу Анна Федоровна в наряде согласно канонам позднего рококо. Платье с низким квадратным вырезом, кружевными рукавами в три четверти, и широкая юбка на фижмах. Жаль цвет платья выбрали не желтый с серебром, как указано у Пушкина. Да к тому же, глядя на наряд графини, создается ощущение, что платье изрядно полиняло.
Не хватило и сверкания бриллиантов, переливов парчи, а также украшений в высокой прическе.
Пронафталиненая кукла, а не величественная руина получилась.
Фильм “Эти три верные карты”
В 1988 году сняли еще одну версию “Пиковой дамы”. Казалось бы, кинематографисты должны были учесть ошибки и неудачи прошлых экранизация, но нет. Бюджет производители кино освоили - костюмов нашили, интерьеры обставили, а ляпов наделали еще больше.
Хотя пара плюсов имеется.
Графиню здесь играет Стефания Станюта. Актриса очень похожа на реальный прототип Пиковой дамы - Голицыну Наталью Петровну.
Но, зачем графиню превратили в комическую старуху наполовину выжившую из ума? К чему отсняли отталкивающую сцену, где жадная старуха поглощает пирожные на глазах мальчика-слуги. Или та где Томскую слуги выносят из кареты, словно у нее отнялись ноги?
С костюмами опять провал. Увидела графиню бальном платье и закрыла глаза от ядовитой зелени. Это платье словно сшито из занавески. Уж не платьем Скарлетт О’Хара вдохновились создатели фильма?
Второй плюс этого фильма это сцена с раздеванием героини. Видим корсет, нижние юбки, вместо фижм под платьем оказываются пришиты подушечки. И действительно в платьях конца XVIII века использовали подобный подкладки, пришедшие на смену неудобным фижмам.
Пожалуй на этом плюсы фильма закончились. В целом образ графини получился гротескным и пародийным.
Смотрели эти фильмы? Какой понравился больше?
Понравилась статья - ставь лайк! Подписывайся на канал!
#вещи_говорят_о_кино
#вещи_говорят_о_платьях