Сегодня день рождения одного из моих самых любимых кинорежиссёров - Милоша Формана.
Его фильмы поистине эпохальные, истории неординарных и противоречивых личностей. Форман не сглаживает острые углы, не пытается приукрасить, а наоборот, заостряет их, оставляет неприятные и неоднозначные моменты. Удивительно, как Форману удается передать все чувства, ощущения, переживания, страдания и боль героев, зашифровать их так, чтобы при просмотре фильма расшифровывался вся глубина чувств, и создавалось полное впечатление, что ты прожил жизнь вместе с главным героем, пережил то, что пережил он, почувствовал то, что чувствовал он.
Вот 5 фильмов, которые я особенно рекомендую посмотреть, а если вы уже их смотрели, то пересмотреть.
Амадей / Amadeus (1984) – фильм по одноименной пьесе Питера Шеффера.
Эта история не претендует на историческую достоверность. Из названия может показаться, что история о Моцарте, но нет, это история о Сальери. О том, как он Антонио Сальери готов был пожертвовать всем в своей жизни, да что там, всей своей жизнью, ради способности восславить Господа через свою музыку и прославиться самому и таким образом обрести бессмертие. Но усидчивость не может заменить гениальность, как и трудолюбие талант. Упорно трудясь можно стать только хорошим музыкантом, но нельзя сталь великим.
«- Оставьте меня. - Я не могу оставить заблудшую душу. - Вам известно кто я? - Это не имеет значения, перед Господом все равны. - Неужели? - Исповедуйтесь. Господь отпустит вам грехи. - Хорошо ли вы разбираетесь в музыке? – Немного. Занимался в молодости. – Где? – Здесь в Вене. – А тогда вы должны это знать. (наигрывает мелодию) - Я не уверен. Что это? – Это очень популярная мелодия, я написал. А эту? (наигрывает мелодию) Публика пришла в восторг, когда я ее впервые сыграл. Ну? – К сожалению, не очень знакомая. – Вы не помните ни одной моей мелодии. Я был самым известным в Европе композитором. Я 40 опер написал. А вот эту? (наигрывает мелодию) – Да-да, да, я ее знаю, очаровательная. Я не знал, что это написали вы. – Нет, не я, это Моцарт. Вольфганг Амадей Моцарт».
Стоит отметить, Моцарт мой самый любимый композитор, и в моем представлении он находится на недосягаемой вышине относительно всех других, горячо любимых мной композиторов и его образ сильно идеализирован в моем воображении. Симфония №25, Симфония №40 или Реквием – достаточно даже одной такой композиции, чтобы навсегда увековечить свое имя. А у Моцарта множество произведений, каждое из которых представляет собой воплощение абсолютного совершенства. И конечно сначала меня раздражал Моцарт, каким он представлен в этом фильме: несерьезный, неказистый, в дурацких париках и с раздражающим смехом. Но Моцарт здесь не фокальный персонаж, т.е. не главный герой. И всё это нужно для усиления несправедливости, которую ощущает Сальери.
«- Как он выглядит? – Моцарт? Вы будите разочарованны. – Почему? - Внешность и талант не всегда совпадают. – Внешность меня не интересует, маэстро. Только талант привлекает женщину со вкусом».
Истинная суть страданий Сальери заключалась в том, что он был одарен талантом достаточным, чтобы осознать гениальность музыки Моцарта, и недостаточным, чтобы сочинить нечто подобное, как бы и сколько бы он ни старался. И когда Сальери смирился с тем, что он не гений, а посредственность, чувство несправедливости, обида, зависть, злость и безумие завладели его сознанием.
«И тогда мной овладело безумие. Во мне боролись два начала. Благодаря моим связям «Дон Жуан» прошел всего пять раз в Вене, но сам я не пропустил ни одного спектакля».
«- Я замолвлю за вас словечко, Святой отец. Я заступлюсь за всех посредственностей этого мира, я ведь среди них первый. Я покровитель их Ордена».
P.S. Очень рекомендую посмотреть этот фильм в режиссёрской 3-х часовой версии.
Пролетая над гнездом кукушки / One Flew Over the Cuckoo's Nest (1975)
История о любви к жизни и свободе.
«- Мак, ты не сможешь выбраться отсюда. – Кто хочет поспорить? <…> - Я возьму эту хренотень, вышибу ею окно и мы со стариной Чесвиком выберемся отсюда в холл, потом в город, посидим в баре и промочим глотки и посмотрим бейсбол. Спорим, что так оно и будет. Ну, кто ещё с нами, а? - Ты хочешь поднять эту штуку? - Да. Верно. - Ставлю доллар. - Tайбер, один доллар. - Десять центов. - Мак, ты не сможешь поднять это. – Кто еще хочет спорить? Хардинг? – Я ставлю 25 долларов! – 25 долларов, Хардинг! - Мак, никогда никто не сможет поднять это. - Уйди с дороги, сынок. Ты отнимаешь мой кислород. Ты понимаешь, о чём я? Хорошо, хорошо. - Сдаёшься? - Нет! Только разогреваюсь. Разогреваюсь. Разогреваюсь. Первая попытка. Порядок, малышка. Я хоть попытался, да, черт возьми, хотя бы попробовал».
«- Боже, вы ребята только и делаете, что скулите как вам здесь тяжко и ни черта не делаете, чтобы просто уйти».
Человек на Луне / Man on the Moon (1999)
История об Энди Кауфмане – самом авангардном, неординарном и провокационном американском комике (хотя сам Кауфман никогда себя комиком не считал). Фильм начинается с заявления Энди о том, что фильм ему не понравился, и он решил его сократить и что теперь фильм намного короче и что фактически это уже его конец и начинаются финальные титры. Потом Энди появляется и объясняет: «Я просто хотел избавиться от тех, кто бы не понял меня и даже не попытался. Вообще-то фильм очень классный». В этом и есть вся суть этого фильма. На протяжении всей своей жизни, экспериментов, он сталкивался с тем, что его не понимали, хотели его стандартизировать, подогнать под определенные рамки.
«- Привет. Я принесла тебе булочек. – Я не заслуживаю булочек. Я, я плохой человек. – Нет, ты не плохой человек. Ты сложный человек. – Ты не знаешь меня настоящего. – А тебя настоящего просто нет. – О да, я забыл».
Народ против Ларри Флинта / The People vs. Larry Flynt (1996)
Это история про Ларри Флинта - создателя самого грязного и скандального журнала «Hustler», по сравнению с которым журнал «Playboy» что-то вроде журнала «Весёлые картинки». Это история о свободе и любви.
«- Зачем ты его ударил? – Он пропил мои деньги. - Нельзя быть таким злым, люди подумают, что ты псих. – Я просто стараюсь честно заработать».
Ларри Флинт бросал вызов свободному обществу, чтобы проверить насколько оно на самом деле свободно.
«Я не пытаюсь убедить вас в том, что вам должно нравиться то, что делает Ларрри Флинт. Мне не нравится то, что он делает. Но мне нравится то, что я живу в стране, где мы с вами можем сами принимать решения. Мне нравится, что я живу в стране, где я могу купить журнал «Hustler» и прочитать его, если захочу или выкинуть его в помойку, если считаю, что ему место там или еще лучше, я могу выразить свое мнение, не купив его. <…> Мы живем в свободной стране, <…> но за эту свободу существует плата, которая заключается в том, что иногда нам приходиться терпеть вещи, которые необязательно нравятся нам».
У человека должна быть свобода, чтобы он мог делать свой выбор и принимать решения исходя не из внешних запретов, а исходя из своих внутренних моральных принципов.
Волосы / Hair (1979) – это экранизация одноименного мюзикла.
В Америке хиппи, во Вьетнаме война. Парень из Оклахомы приезжает в Нью-Йорк, через пару дней его заберут в армию, но он успевает познакомиться компанией хиппи и влюбиться в богатую девушку Шэйлу. Очень сильная, глубокая и одновременоо искренняя и добрая история о ценности любви, доброты мира и свободы, отражающая весь драматизм того времени. Создать карусель Добавьте описание
«Пусть умники волнуются, а Господь заботится о простых людях».