Жертва царицы. История неудач русского архитектора Василия Баженова
Один из самых талантливых представителей русской архитектуры Василий Баженов родился 12 марта 1738 года. Мальчик вырос в семье пономаря одной из придворных церквей Кремля. В раннем возрасте он увлекся рисованием. Мальчик тогда захватил множество существующих зданий, попытался изобрести что-то свое.
По счастливой случайности талант мальчика был учтен известным в то время архитектором Дмитрием Ухтомским. Именно он пригласил Баженова в свое Дворцовое училище, ставшее предшественником современного Московского архитектурного института. Позже одаренный студент вместе с Ухтомским попытается реализовать некоторые проекты в Москве.
Творчество Баженова связано с Петербургом после окончания Дворцового училища, когда архитектор перешел в Академию художеств. Он помог своему учителю Савве Чевакинскому, много лет посвятившему строительству зданий в Северной столице, реализовать проект Никольского морского собора – одного из самых ярких памятников Елизаветинского барокко.
В возрасте 21 года Баженов уехал учиться в Париж. Это был первый случай, когда Академия художеств оплачивала обучение студента за границей. В столице Франции Баженов был захвачен красотой Луврской галереи, модель которой он создал из дерева и пробки. За шесть лет архитектор побывал в нескольких европейских городах, влюбившись в величие построек. После этой поездки Баженов, получивший за границей звание академика, стал активно пропагандировать стиль русской архитектуры, который впитался в Европу.
С Петербургом работа связала Баженова после окончания Дворцовой школы, когда архитектор перешел в Академию художеств
Впал в немилость
Несмотря на свои честолюбивые планы и благоговейный трепет перед знаменитыми и маститыми учителями, Баженов не смог полностью реализовать свои идеи. В большей степени этому помешала императрица Екатерина II.Грандиозной была идея Форума Великой империи, который должен был появиться на месте Кремля в Москве. Баженов отдал этому проекту значительную часть своей жизни. Архитектор хотел убрать кремлевские стены, чтобы построить непрерывный ряд зданий. Он планировал построить масштабный общественный центр в центре Москвы. Баженов был даже готов пожертвовать зданиями допетровской эпохи, ликвидировав их. Строительство было торжественно начато, но затем императрица Екатерина II охладела к проекту, не найдя на него достаточно денег. Яму надо было засыпать, но Баженов наотрез отказался руководить этим процессом.
В 1776 году началось строительство Царицынского дворцово - паркового ансамбля. Он стал одним из немногих проектов, документально подтверждающих авторство Василия Баженова. Однако архитектор не смог полностью реализовать его, хотя поначалу Екатерина II, ранее заморозившая переделку Московского Кремля, предоставила творцу полную свободу действий. Сохранился даже подробный план того, как Баженов видел усадьбу. В 1785 году императрица приехала в Царицыно. Осмотрев здания, Екатерина II сказала, что дворец ей не понравился. По ее мнению, здесь было слишком темно и невозможно жить. Некоторые здания было приказано снести. В результате Баженова отстранили, а Матвей Казаков, который был учеником автора Дворцово - паркового ансамбля, взялся за достройку.
По мнению некоторых историков, причинами недовольства императрицы могли быть масонские символы, использованные Баженовым в декоре, а также близость создателя к опальному журналисту Николаю Новикову, который был крупной фигурой русского Просвещения.
В 2007 году Царицыно было восстановлено, и парк стал одним из самых посещаемых мест туристами и москвичами. Однако сейчас трудно судить, насколько архитектурный ансамбль, претерпевший изменения при жизни автора, соответствует планам Баженова.
Фигурный мост в подмосковном Царицыно
Шедевры без подписи
Оказавшись в опале у Екатерины II, архитектор взялся за частные заказы. По некоторым данным, Баженов стал автором Владимирской церкви в усадьбе Быково, а также проектировал Дом Долгова на проспекте Мира и дом Юшкова на Мясницкой улице в Москве.
В это время на Ваганьковском холме в столице появился дом Пашкова. Авторство Баженова также не задокументировано, и о том, что он стал творцом, можно судить только по слухам, которые пока официально не подтверждены. Здание считается одним из лучших образцов французского стиля в русской архитектуре. Василий Баженов пытался продвигать его в России.
Впоследствии имя талантливого архитектора стало инструментом для разного рода спекуляций. После его смерти ему приписали авторство многих зданий, к которым, с большой долей вероятности, он не имел никакого отношения. В советское время, чтобы спасти старые здания от сноса, достаточно было предположить, что Баженов приложил руку к его проекту.
Пашков дом
Под опекой Павла I
Почти перед самой смертью судьба вновь связывает архитектора с Петербургом. Новоиспеченный император Павел I, желавший приблизить к себе всех тех, кого преследовала его мать, решает назначить Василия Баженова вице-президентом Академии художеств.
Царь также поручает архитектору разработать один из проектов Михайловского замка – его давнюю мечту о шикарном дворце. Исследователи неохотно приписывают авторство только Баженову, поскольку Павел I лично подготовил несколько эскизов его резиденции. Окончательный проект был сделан итальянцем Винченцо Бренна, но документально подтверждено, что русский архитектор принимал участие в реализации Михайловского замка.
Перед смертью Василий Баженов собирает чертежи русских зданий для исторического изучения русской архитектуры в Академии художеств, но не успевает закончить работу. Один из самых блестящих и непризнанных творцов умер в 1799 году. Баженов был похоронен в Петербурге, но через год его останки были перенесены в имение Баженовых в селе Глазово.