Найти тему
ФОМ

ФОМ изучил опыт «переболевших» коронавирусом, а эксперт объяснил, почему сейчас нельзя оценить влияние пандемии на малый бизнес

Оглавление

Обзор Проекта коронаФОМ № 89

ФОМ опросил «переболевших» коронавирусом

Аналитики ФОМа проанализировали опыт респондентов, переболевших, по их словам, ковидом, и выявили предполагаемые обстоятельства заражения и болезни, а также отношение к ПЦР-тестам. Как оказалось, 31% из тех, кто сообщил об опыте болезни, тестирование на коронавирус не проходили. Четверть из тех, кто его прошел, получили отрицательный результат. То есть положительный тест на коронавирус имели меньше половины (48%) из тех, кто утверждает, что болел ковидом. Исходя из этих данных эксперты полагают, что заключение о перенесенной болезни люди чаще делают на других основаниях.Отвечая на вопрос, как и где они заразились, 37% респондентов признались, что у них нет никаких предположений на этот счет. Остальные 63% разделились на две крупные группы: они называли либо потенциальные места заражения (здесь преобладают те, кто считает, что заразился на работе), либо указывали на круг лиц, которые могли выступать его источниками (здесь 11% полагают, что заразились от взрослых близких родственников, и 6% – что от знакомых). Половина «переболевших», по их словам, перенесли болезнь в легкой форме. Среди мужчин таких оказалось больше среднего – 57%, женщины, напротив, реже говорили о легком течении болезни (45%).

Влияние коронакризиса на малый бизнес можно будет оценить через полгода

Многие говорят о серьезных последствиях пандемии для малого и среднего бизнеса, но что произошло с ним на самом деле, мы узнаем только в августе 2021-го или даже 2022 года. Так считает директор Центра экономической географии и регионалистики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Степан Земцов. Свою точку зрения он объясняет тем, что именно в августе происходит чистка реестра малого и среднего предпринимательства и становится понятно, какие организации МСП работают в стране и сколько их. То есть, если нужно разобраться, что произошло в 2020 году, необходимо брать данные за август 2021 года. По словам эксперта, данные, которые обычно есть на конец года, не говорят ни о чем, там масса разных статистических искажений. Степан Земцов рассказывает, какие именно факторы влияют на статистическую картину и какие позволят оценить масштабы кризиса.

Новый мир как служба доставки

Ощущение мира в условиях пандемии изменилось, люди стали чувствовать его плотнее, как неудобного соседа в метро в час пик. Такое сравнение приводит философ, координатор по развитию образовательных методик школы «Летово» Петр Сафронов. Он объясняет это тем, что система векторов перенастроилась, и теперь они все время направлены на человека. Эксперт делится любопытным наблюдением: понятия, которыми описывается пандемия, имеют корень «став»: поставка, доставка, заставка, устав. «Жизнь людей структурируется вокруг актов доставки чего-то. Экономика – вокруг операций доставки и поставки. И, наконец, личные чувства, переживания, им требуется время, чтобы быть доставленными до моего сознания и устояться там. Были вещи, которые до пандемии мы не хотели замечать, например надзорное государство с режимом цифрового контроля. В пандемию это было доставлено и установлено прямо на наши телефоны. Но разные системы, пласты нашего «я» по-разному отнеслись к этим знаниям и по-разному сопряглись с ним. Кто-то чувствовал проблемы со своим эмоциональным настроем, кто-то не мог навестить пожилых родственников, а кто-то, напротив, наслаждался состоянием рабочей уединенности», – объясняет Петр Сафронов. Он же дает рекомендации, как адаптироваться к новым, «доставленным» знаниям. Совета три: найдите кого-то, с кем вы можете связаться и кому вы можете помочь, дайте себе время погоревать, даже позлиться и, наконец, продолжайте учиться.

Понравился обзор? Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал.

Читайте также:

Каковы ожидания россиян относительно курса рубля и на чем держится малый бизнес

Разделяется ли врачебное сообщество на работавших в «красной» зоне и в «тылу» и как компании заботятся о здоровье персонала