Сегодня я расскажу о том, как мне иногда приходится "выпрашивать" свой заработок.
Была у меня парочка интересных заказчиков, от одного я пытаюсь добиться оплаты целый год, на другого просто плюнула и решила не связываться.
Первый заказчик взял у меня почти сразу 2 проекта, на тот момент это был единственный мой дополнительный заработок, первые проекты я брала за копейки, пока не научилась считать свое время и уважать свой труд!
Человек всем своим видом пытался показать, что он состоятелен, я неопытная от радости потирала ладоши. Думала, сделаю хорошо и он будет моим заказчиком еще ни один раз. У меня всегда такой подход в работе, заработать репутацию важнее для меня чем срубить куш лишь однажды. Когда я сделала первый заказ, он был согласован, но через время когда запросила за него оставшиеся 50% от суммы пошли правки, комментарии были смешными:
"Исправь визуализацию, она слишком светлая; камень сделай чуть ярче; убери цветок, я цветы не люблю; попробуем другой комод, другую картину; бра что я сам выбрал разонравились.."
Получается проект закончился, но денег получить я не могла из-за исправлений, что приходили ко мне все в большем составе с каждым разом. Самая интересная просьба убрать цветок с визуализации, аксессуар который не имеет ровным счетом никакого значения, если он нравится заказчику он может поставить такой же, или какой-то похожий, или не ставить, если посчитает правильным. Хотя конечно, если подобное очень сильно раздражает, убрать можно, но это время на обработку картинки, а время стоит определенных денег!
Со вторым проектом от этого заказчика получилась такая же история, только с участием еще моего друга визуализатора, которому я должна была заплатить половину суммы от проекта за работу, и тут становится интереснее, 50% я беру в качестве предоплаты за проекты и отношу их визуализатору, а дальше веду борьбу за свои 50% копеек целый год.
Почему я борюсь за копейки, если мне важна репутация и больше реклама со стороны заказчика чем единоразовая выплата?
Это принцип, я вкладываюсь всегда на 100%, мне никогда не давались легко проекты! И когда было мало опыта, я понимала что проект не будет супер профессионально выполнен, поэтому цена соответствовала. На уважении держатся все отношения между людьми, когда я теряю уважение к человеку, мне становится все равно, испытывает ли он дискомфорт постоянно отключая мои звонки по десять раз на дню или нет.
По сути вторая история с другим заказчиком очень похожа, все вопросы по проекту стали возникать после просьбы оплатить работу. И там сразу случился какой-то конфликт внутри одного человека, посыпались вопросы о нужности моей работы, тут уж простите сумма не заслуживала моих нервов и я просто вышла из чата !
Надеюсь мое откровение для кого-то станет уроком, учиться на чужих ошибках дешевле.
Подведу итог:
1. оплата 50*50% может принести потерю в половину суммы, если заказчик окажется недобросовестным. Сейчас работаю с поэтапной оплатой, сделала пару чертежей или картинок получила деньги, дальше не продолжу работу если появятся проблемы при оплате, в таком случае небольшие суммы потерять будет не так обидно.
2. составляем техническое задание, не ленимся, прописываем что именно нужно заказчику, какие предпочтения, только в письменном виде. И не только предпочтения, что он не любит тоже желательно прописать (цветы, фигуры собак исключаем!).
3. учим людей , что за все нужно платить ! Выжимаем всю сумму целиком, пишем, звоним, встречаем по утрам у дома), любой способ хорош! Это весело, как минимум ).