Надежда Константиновна Крупская, супруга Владимира Ильича Ленина, была натурой противоречивой. С одной стороны — верная соратница вождя революции, искренне преданная делу коммунизма. С другой — женщина, не терпящая инакомыслия, непримиримая с несогласными.
Невзирая на талант, личные качества и заслуги оппонентов, она неистово сражалась с теми, кто, на ее взгляд, отклонялся от курса партии. Причем многие из них были далеки от политики.
Особо яростно Надежда Константиновна ополчилась на талантливейшего советского литератора Корнея Ивановича Чуковского.
«Буржуазная муть»
В феврале 1928 года в газете «Правда» вышла статья за авторством Крупской. Она называлась «О „Крокодиле“ Чуковского». В публикации Надежда Константиновна обрушилась с критикой на одну из детских сказок писателя.
Казалось бы, что крамольного можно найти в сказочном произведении, предназначенном для самых маленьких читателей? Однако Крупская смогла «доказать», что это не просто стихи для детей, а «галиматья», «чепуха» и «буржуазная муть».
В «Крокодиле» Надежда Константиновна увидела пародию на Некрасова, изображение мещанской обстановки, очернение народа. «Какой политический смысл имеет вся эта чепуха? — вопрошала Крупская, а затем отвечала сама себе, — какой-то явно имеет».
«Детская колхозия»
Возможно, Чуковский не обратил бы внимание на статью, ведь его произведения критиковали и раньше (например, Троцкий), однако последствия были почти катастрофическими.
Началась самая настоящая травля талантливого писателя. В литературной среде появился термин «чуковщина» и, как говорил сам писатель, его имя сделалось ругательным.
В критику включились и простые родители, и педагоги, и коллеги Чуковского по литературному цеху. Оказалось, что «Муха-Цокотуха» пропагандирует мещанство («А жуки рогатые, мужики богатые»), «Мойдодыр» унижает рабочий класс («А нечистым трубочистам стыд и срам!»)
По совету «доброжелателей» Корней Иванович ответил Крупской в «Литературной газете»: «Когда я <…> перечитал свои книги — эти книги показались мне старинными. Я понял, что таких книг больше писать нельзя, что формы, которые я ввел в литературу, исчерпаны». Чуковский сообщил, что хочет написать книгу «Детская колхозия».
Книга со странным названием так и не появилась, а детские сказки опустошенный и обескураженный травлей писатель не сочинял почти полтора десятка лет.
«Коммунистическое содержание»
Крупская ополчилась не только на Чуковского. Считая, что «содержание детских книг должно быть коммунистическим», она желала искоренить все сказки, созданные до Октябрьской революции.
С привлечением чекистов из библиотек изымали Мамина-Сибиряка, Аксакова, Лескова и даже некоторые произведения Пушкина.
С подачи Крупской советская цензура вышла на новый уровень. Теперь под лупой рассматривались не только серьезные литературные произведения для взрослых, но и сказки, на которых было воспитано не одно поколение детей.
В конце жизни Крупская призналась, что, возможно, была не совсем права. Однако процесс поиска скрытого смысла даже в самой безобидной литературе уже был запущен.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Что ещё почитать: