Когда смотришь современные фантастические фильмы, то возникает чувство отстраненности. В противовес этому, кинополотна 80-90-х годов заставляют полностью погружаться в атмосферу происходящего. Хотя спецэффекты похуже, и даже сюжет иногда наивный (но не глупый!).
Невидимый элемент
Чего-то не хватает современной фантастике. Вроде неплохие актеры, вменяемый сюжет (я не привередлив), но ты все равно остаешься по эту сторону экрана. А на той стороне люди что-то делают, решают свои проблемы, безгранично далекие от меня.
Стоп! Безгранично далекие от меня. Не в этом ли дело? Не хватает некой тонкой, практически невидимой детали, прочно связывающей меня с действием на экране. Самое интересное, что подобный эффект могут вызывать фильмы одного и того же режиссёра. Просто один фильм он снял давно, а другой уже в 21 веке.
Например, "Чужой" Ридли Скотта и его же "Прометей", и "Завет". Набор в обоих вариантах одинаков: космос, иные миры, чудовища и храбрые космонавты. Но "Чужой" - фильм на все времена, а два других - просто "позырить".
Проще всего сказать - зритель зажрался. Ну, а если это не так? Взять, к примеру, творения Джорджа Миллера о Максе Рокатански, то они вполне на уровне, что давешняя трилогия, что современная "Дорога ярости". Так в чем же дело?
Век масс
Прежде, чем я выскажу свое мнение, хотелось бы вспомнить какая была главная особенность прошлого века. В двух словах, 20 век был эпохой масс, которые решали не все, но служили вполне весомым аргументом для той или иной политической силы.
Если в веке 19-м можно было отмахнуться от мнения большинства, сославшись, что это мнение необразованных, темных людей, то 20 век, с научно-техническим развитием, массовым образованием, рывком в космос и развитием науки такую возможность у сильных мира сего изъял.
И так уж совпало, что во второй половине 20-го века подавляющая масса людей жила все лучше (во всяком случае в развитых странах), а кинематограф достиг уже внушительных высот. Перед режиссерами встала задача - переложить деньги из карманов простых обывателей в карманы владельцев кинотеатров, студий, да и в свои собственные.
Для этого требовалось добиться максимального переживания, практически втянуть зрителя в происходящее на экране. Требовался некий универсальный мотив, понятный любому человеку, вне зависимости от национальности и других факторов. Мотив, который бы находился не на первом, и даже не на втором плане, не мешал развитию сюжета, а наоборот помогал бы ему, вызывая максимальную эмпатию.
Кто-то может возразить - разве в тех же "Завете" и "Прометее" нет мотива. Есть, это мотив богоискательства. Но все дело в том, что, по-моему, этот мотив не актуален. Только не надо путать хайповость и актуальность.
Богоискательство, как мотив, могло бы быть актуальным в эпоху Возрождения, но в 21 веке, когда половина населения атеисты! Ридли, ты серьезно?
Я не зря вспомнил тут 20 век. В этом столетии людей стали интересовать другие вопросы - противоречия между работником и работодателем, распределение богатств, почему одни владеют миллиардами, а другие умирают с голода (на самом деле, большинство людей беспокоит только покупательная способность их зарплат). Проще говоря, на первый план в обществе вышли социальные мотивы, что и нашло свое отражение в кинематографе.
Основной мотив
Во всей франшизе о Чужих красной нитью проходит тема социальной несправедливости - жертвами космических монстров становятся работяги, солдаты, даже заключенные, которых не жалко, но они точно не ВИП-персоны. В то время, как владельцы и топ-менеджеры Вейланд-Ютани сидят в безопасных кабинетах и ломают голову, как извлечь прибыль из Чужих. Экипаж "Ностромо" оказывается на LV-426, только потому, что в их контракте есть кабальный пункт, по которому они должны посетить место из которого поступил сигнал, иначе - нет денег!
И так практически во всех фантастических фильмах конца 20 века. Во всяком случае, в стоящих фильмах. Просто, ради примера:
Безумный Макс (о котором я тут упоминал) - почему в этой реальности произошел БП? Нет, не из-за ядерной войны, война - это следствие. Возможно, причиной послужил кризис перепроизводства.
Терминатор - корпорация создает ИИ, наверное торопились и выпустили забагованную версию, итог известен.
Бегущий по лезвию - раб-репликант восстает и уничтожает собственного создателя.
В достойных представителях кинофантастики нового столетия, мотив экономической несправедливости и отчуждения так же есть.
Район №9 - проблема жителей трущоб и гетто.
Лучший фильм из кинокомиксов Марвел - Мстители. Война бесконечности. Проблема нехватки, и неправильного распределения ресурсов (Танос, остановись, это так не работает!).
Видоизмененный углерод - вечная жизнь для богатых.
Пространство. Проблемы перенаселения, безработица, ограниченность ресурсов, проблемы стран Третьего мира (Пояс Астероидов), смена общественно-экономической формации (Марс).
Но это практически жемчужины. В остальных же подтекст об экономической несправедливости пытаются выкинуть или забыть. В лучшем случае нам предлагают нечто архаичное, как у Ридли Скотта, в худшем - страдания бесчисленных меньшинств и "ярких" личностей.
Как вывод
Мое мнение (и только мое) - в современном фантастическом кино не хватает актуальных мотивов - об экономическом неравенстве, эксплуатации, противоречиях работодателя и работника. Мотив не должен лезть на первый план, все таки главным являются герои в сложившихся ситуациях. Но эти мотивы помогут мне, как зрителю, втянутся в происходящее на экране и повысить уровень сопереживания.
Спасибо за внимание. Ставьте большой палец вверх, если статья понравилась, подписывайтесь на канал, делитесь мнением в комментариях.