Найти в Дзене
Batrachospermum Magazine

Аномалокарис – чемпион по зрению кембрийского периода

Как-то раз аномалокарис Тарас на скалу положил вострый глаз.

Вот на эту скалу. Это глаз.
Вот на эту скалу. Это глаз.

Положил и забыл. Прошло около 515 млн лет, и окаменелость с отпечатком была найдена в сланцах Эму-Бей на острове Кенгуру (Австралия). Эти породы славятся кембрийскими находками, в том числе отпечатками мягких тканей вроде пищеварительных желез и мышц, но вот глаза – это сущая редкость. Их немаленькие для кембрийского периода размеры (2–3 см) и позволили предположить, что принадлежали они самому большому хищнику той поры – аномалокарису.

В переводе с латыни Anomalocaris означает «ненормальная креветка». Еще бы, где вы видели креветку двухметровой длины? Да где вы вообще в кембрии видели креветку? Строго говоря, аномалокариса даже не относят к так называемым настоящим членистоногим, которые тогда уже существовали, например, в лице трилобитов – предполагаемых жертв ужасного аномалокариса.

Один вид этого монстра заставляет трепетать:

Зловещий аномалокарис. Иллюстрация: Katrina Kenny.
Зловещий аномалокарис. Иллюстрация: Katrina Kenny.

Посмотрите в его глаза – сколько в них злобы и ненависти! А сколько фасеток! Десять лет назад ученые оценили их число примерно в 16,7 тысячи, а новая оценка еще больше – 24,7 тысячи. Большинство современных насекомых в сравнении с аномалокарисом – полуслепые кроты: у обычной комнатной мухи около 3200 линз, а муравьи так вообще довольствуются жалкой тысчонкой. У стрекоз может быть до 28 тысяч, но они «фрики от членистоногих», как выразился Джон Патерсон из Университета Новой Англии в Армидейле (Австралия), первый автор статьи об окаменелости, опубликованной в 2011 году в научном журнале Nature.

За прошедшее десятилетие в Эму-Бей были найдены и другие глаза аномалокариса, еще крупнее (до 4 см) и с более крупными фасетками – вероятно, они принадлежали особи постарше. Анализ отпечатков показал, что глазищи эти обладали грушевидной формой и сидели на своеобразных стебельках, а все фасетки на них были примерно одинакового размера. Кроме того, палеонтологи обнаружили глаза другого типа – встроенные в голову и с особой «острой зоной», смотрящей наверх и сложенной из относительно крупных фасеток, а всего в таком глазу насчитали более 13 тысяч линз.

По мнению ученых, глаза на стебельках принадлежали аномалокарисам вида Anomalocaris aff. canadensis (то есть похожим на A. canadensis из канадских сланцев Берджес, но не относящимся к этому виду), а глаза с «острой зоной» – представителям вида ‘Anomalocaris’ briggsi (есть основания считать, что это не аномалокарисы, а скорее тамизиокарисы). Последние, согласно авторам, были своего рода аналогами современных бокоплавов-гипериид, в чьих глазенках есть особые дольки с увеличенными линзами, обеспечивающие повышенное разрешение и захват фотонов сверху. Подобно этим рачкам ‘A.’ briggsi были фильтраторами и замечали малюсенькую пищу на фоне подсвеченных небом глубоких вод.

‘Anomalocaris’ briggsi
‘Anomalocaris’ briggsi
Сравнение облика ‘A.’ briggsi (слева) и A. aff. canadensis (справа).
Сравнение облика ‘A.’ briggsi (слева) и A. aff. canadensis (справа).

А вот обогащенные линзами глаза A. aff. canadensis свидетельствуют о том, что аномалокарисы были непревзойденными охотниками, которые прекрасно распознавали крупную добычу как в морской толще, так и на освещенном океанском дне. «У добычи не было ни единого шанса», – говорит Патерсон, изображая трилобита, который при виде хищника бледнеет и поднимает лапки в знак капитуляции. Это, впрочем, не спасает его от ротовых придатков аномалокариса, которыми он хватает исследователя и отправляет по кусочкам себе в пасть.

Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Science Advances (Paterson et al., 2020). Почитайте также о кембрийской онихофоре и ее странных мышцах.