Найти в Дзене

Как луг превратился в архитектурный ансамбль. История Дворцовой площади

Как луг превратился в архитектурный ансамбль. История Дворцовой площади
Коровы мирно пасутся на траве
Как только главная площадь Петербурга не выглядела до 1819 года. В царствование Петра вместо Арки и Генерального штаба жители Петербурга наблюдали обыкновенный зеленый луг, который в дождливую погоду уносило от грязи.
При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу
Оглавление

Как луг превратился в архитектурный ансамбль. История Дворцовой площади

Коровы мирно пасутся на траве

Как только главная площадь Петербурга не выглядела до 1819 года. В царствование Петра вместо Арки и Генерального штаба жители Петербурга наблюдали обыкновенный зеленый луг, который в дождливую погоду уносило от грязи.

При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу паслись жирные коровы, меланхолично жующие траву. Во второй половине XVIII века Адмиралтейский луг служил местом строительства Зимнего дворца. Здесь также проводились военные учения и пасся скот, поставлявший молочные продукты для королевского двора.

Поскольку при Павле I центром общественной жизни стал Михайловский замок, а не Зимний дворец, благоустройством Дворцовой площади никто не занимался. Ситуация изменилась после воцарения Александра, который после войны с Наполеоном решил не только улучшить внешний вид Грации, но и приобрести здание, в котором разместились бы важные государственные учреждения: Министерство иностранных дел и Генеральный штаб.

-2

И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь. 1810-е г

Надо сказать, что при Екатерине южная граница площади была застроена домами по проекту Фельтена, и один из них, как и участки в восточной части Дворцовой площади, пришлось выкупить, чтобы впоследствии они стали частью грандиозного архитектурного ансамбля.

Архитектору Карлу Росси было поручено спроектировать здание для Генерального штаба и двух министерств, которые решили, что главным посланием нового архитектурного творения должно стать прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Никто тогда даже не догадывался, что Росси сможет построить самое длинное в то время здание в Европе, которое, казалось, пронзает сплошную ленту собственного фасада монументальной триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы и фигурами солдат.

-3

Российский архитектор итальянского происхождения, Карл Росси является автором многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге

Начало строительства

16 марта 1819 года Александр издал указ и созвал специальную комиссию "О постройке регулярной площади против Зимнего дворца и каменных, кирпичных, гончарных и известковых заводов"." ""Трудно представить себе объем работ, который ожидал великий архитектор. Для гармоничного сосуществования старых зданий с новыми архитектор повторил линию их фасадов, а чтобы устранить несоответствие, украсил их портиками, благодаря которым неравные крылья дома по всей их длине выглядели одинаково даже для самого внимательного глаза.

-4

Картина "Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель. 1830-ые годы

Наводнение 1824 года

Несмотря на то, что работы шли в завидном темпе, не все в процессе строительства было гладко. Например, осуществлению проекта Росси помешало знаменитое наводнение 1824 года. Историк и знаток Петербурга Башуцкий вспоминал: "по воздуху, высоко и быстро кружась, летели широкие листы железа, сорванные с нового здания Генерального штаба; буря играла с ними, как пух; два длинных деревянных тротуара поперек между заборами недостроенного здания образовывали плотину, по которой ревели волны и, достигнув своей высоты, вливались в маленькую миллионную; огромная баржа толкалась по узкому переулку, выходившему на Неву, перегораживая улицу. Люди, подхваченные волной, лезли через окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались в верхушках деревьев, высаженных вокруг бульвара."

- Выдержит ли арка собственный вес, брат?""""»

Во всяком случае, работы по обустройству площади продолжались и венцом их стала Триумфальная арка, у подножия которой, на пьедесталах, выступающих из стены, покоятся грандиозные композиции из воинских доспехов, над которыми возвышаются фигуры воинов, а еще выше парит колесница Победы с шестью конями, четко очерченная на фоне неба.

-5

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года

Существует любопытная историческая история, связанная с очевидной хрупкостью Арки. Якобы зарубежные коллеги Росси, а позже и сам император усомнились в прочности нового шедевра. По свидетельству очевидцев, Николай I спросил архитектора: "А что, брат, тут иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес?". На это Росси ответил: "Ваше величество, я поднимусь на него, подняв круг, и если он упадет, я упаду вместе с аркой."

Когда строительные работы были на последнем этапе, Росси вместе с рабочими взобрался на Арку и, помахав оттуда императору, доказал свою силу.

-6

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского. Литография К. Беггрова

Законченный архитектурный шедевр

Последний штрих, завершивший реконструкцию Дворцовой площади, был сделан в 1834 году, когда Огюст Монферран по указу Николая I построил в ее центре Александровскую колонну в память о победе Александра I в войне с Наполеоном. Любопытно, что идею строительства памятника выдвинул не кто иной, как сам Карл Росси, но уже французу Монферрану пришлось задуматься и осуществить ее.

Так, в период с 1819 по 1834 год площадь постепенно приобрела свой современный облик, на фоне которого происходили важные государственные события. Мало кто знает, но в тот год, когда разразилась революция и площадь стала одним из важнейших свидетелей происходящих безобразий, все здания на ней к тому времени были выкрашены в красный кирпич, а в послевоенные годы их снова перекрасили в изумрудные тона.

Сейчас композиция Главного штаба и Арки выполнена в желтом цвете, который гармонично смотрится на фоне зеленого здания Эрмитажа.

-7