Как луг превратился в архитектурный ансамбль. История Дворцовой площади
Коровы мирно пасутся на траве
Как только главная площадь Петербурга не выглядела до 1819 года. В царствование Петра вместо Арки и Генерального штаба жители Петербурга наблюдали обыкновенный зеленый луг, который в дождливую погоду уносило от грязи.
При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу паслись жирные коровы, меланхолично жующие траву. Во второй половине XVIII века Адмиралтейский луг служил местом строительства Зимнего дворца. Здесь также проводились военные учения и пасся скот, поставлявший молочные продукты для королевского двора.
Поскольку при Павле I центром общественной жизни стал Михайловский замок, а не Зимний дворец, благоустройством Дворцовой площади никто не занимался. Ситуация изменилась после воцарения Александра, который после войны с Наполеоном решил не только улучшить внешний вид Грации, но и приобрести здание, в котором разместились бы важные государственные учреждения: Министерство иностранных дел и Генеральный штаб.
И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь. 1810-е г
Надо сказать, что при Екатерине южная граница площади была застроена домами по проекту Фельтена, и один из них, как и участки в восточной части Дворцовой площади, пришлось выкупить, чтобы впоследствии они стали частью грандиозного архитектурного ансамбля.
Архитектору Карлу Росси было поручено спроектировать здание для Генерального штаба и двух министерств, которые решили, что главным посланием нового архитектурного творения должно стать прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Никто тогда даже не догадывался, что Росси сможет построить самое длинное в то время здание в Европе, которое, казалось, пронзает сплошную ленту собственного фасада монументальной триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы и фигурами солдат.
Российский архитектор итальянского происхождения, Карл Росси является автором многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге
Начало строительства
16 марта 1819 года Александр издал указ и созвал специальную комиссию "О постройке регулярной площади против Зимнего дворца и каменных, кирпичных, гончарных и известковых заводов"." ""Трудно представить себе объем работ, который ожидал великий архитектор. Для гармоничного сосуществования старых зданий с новыми архитектор повторил линию их фасадов, а чтобы устранить несоответствие, украсил их портиками, благодаря которым неравные крылья дома по всей их длине выглядели одинаково даже для самого внимательного глаза.
Картина "Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель. 1830-ые годы
Наводнение 1824 года
Несмотря на то, что работы шли в завидном темпе, не все в процессе строительства было гладко. Например, осуществлению проекта Росси помешало знаменитое наводнение 1824 года. Историк и знаток Петербурга Башуцкий вспоминал: "по воздуху, высоко и быстро кружась, летели широкие листы железа, сорванные с нового здания Генерального штаба; буря играла с ними, как пух; два длинных деревянных тротуара поперек между заборами недостроенного здания образовывали плотину, по которой ревели волны и, достигнув своей высоты, вливались в маленькую миллионную; огромная баржа толкалась по узкому переулку, выходившему на Неву, перегораживая улицу. Люди, подхваченные волной, лезли через окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались в верхушках деревьев, высаженных вокруг бульвара."
- Выдержит ли арка собственный вес, брат?""""»
Во всяком случае, работы по обустройству площади продолжались и венцом их стала Триумфальная арка, у подножия которой, на пьедесталах, выступающих из стены, покоятся грандиозные композиции из воинских доспехов, над которыми возвышаются фигуры воинов, а еще выше парит колесница Победы с шестью конями, четко очерченная на фоне неба.
Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года
Существует любопытная историческая история, связанная с очевидной хрупкостью Арки. Якобы зарубежные коллеги Росси, а позже и сам император усомнились в прочности нового шедевра. По свидетельству очевидцев, Николай I спросил архитектора: "А что, брат, тут иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес?". На это Росси ответил: "Ваше величество, я поднимусь на него, подняв круг, и если он упадет, я упаду вместе с аркой."
Когда строительные работы были на последнем этапе, Росси вместе с рабочими взобрался на Арку и, помахав оттуда императору, доказал свою силу.
Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского. Литография К. Беггрова
Законченный архитектурный шедевр
Последний штрих, завершивший реконструкцию Дворцовой площади, был сделан в 1834 году, когда Огюст Монферран по указу Николая I построил в ее центре Александровскую колонну в память о победе Александра I в войне с Наполеоном. Любопытно, что идею строительства памятника выдвинул не кто иной, как сам Карл Росси, но уже французу Монферрану пришлось задуматься и осуществить ее.
Так, в период с 1819 по 1834 год площадь постепенно приобрела свой современный облик, на фоне которого происходили важные государственные события. Мало кто знает, но в тот год, когда разразилась революция и площадь стала одним из важнейших свидетелей происходящих безобразий, все здания на ней к тому времени были выкрашены в красный кирпич, а в послевоенные годы их снова перекрасили в изумрудные тона.
Сейчас композиция Главного штаба и Арки выполнена в желтом цвете, который гармонично смотрится на фоне зеленого здания Эрмитажа.