Нелюбовь Андрея Мягкова к своему самому известному персонажу, очаровательному Жене Лукашину, неудивительна – никто из актеров не хотел бы стать заложником роли. Он и не стал. Разноплановость артиста потрясающая и яркий, легкий комедийный талант в одних ролях сменялся напряженным внутренним драматизмом в других.
Продолжая череду некрологов по знаменитостям, придется с сожалением написать «был» и об Андрее Мягкове. Сложное отношение к советской власти, увлечение живописью, написание детективов – мало кто знал эти детали об одном из самых любимых артистов. Если кому-то приелся Лукашин, Мягкова любили в «Служебном романе» и «Гараже», а если кому-то не нравятся фильмы Рязанова, то есть его чудесная роль Алеши Карамазова, есть роль в фильме «Дни Турбиных», есть даже Ленин (из-за этого актер был недоволен, хотя слишком откровенно и не высказывался).
Последние роли в театре и кино датируются 2008 и 2010 годами. С тех пор около десяти лет он отказывался от постановок и ролей, жил на пенсию в размере 60 тысяч рублей, учитывая надбавки народного артиста. Вместе с супругой, Анастасией Вознесенской они прожили в браке 57 лет, но увлекшись работой, так и не оставили наследников. Не оставил он ни дорогой элитной недвижимости, ничего особенного - только добрую память, что в наше время уже очень ценно, да с полсотни ролей на экране и в театре, каждая из которых - настоящая жемчужина.
Но главное, что осталось – его тонкий психологизм, мастерство импровизации и интеллигентность. На персонажах Мягкова можно учить детей, как быть настоящими русскими интеллигентами – тонкими, чуткими, добрыми, вдумчивыми. Кстати, сниматься после 2010 он не хотел, поскольку сокрушался о том, как сильно – и неудачно! – российские кинематографисты стали подражать западному развлекательному контенту.
Но главная трагедия актера заключалась в том, что после выхода «Иронии судьбы» его всерьез считали алкоголиком – даже на съемках он вводил в заблуждение присутствующих. На самом деле, спиртное он практически не употреблял и никогда не посещал баню, более того, ежегодный повтор фильма считал настоящим насилием над российским зрителем. Работая, Мягков оставался достаточно замкнутым и скрытным, всецело отдаваясь только роли. Но образ развеселого пьяного парня, эдакого героя «Холостяцкой вечеринки» по-советски порядком попортил актеру нервы. Несмотря на изумительную игру и сложную работу по созданию очень противоречивого на самом деле Жени Лукашина, картина была воспринята, как легкая комедия, хотя подтекст там остросоциальный и психологический. Он раскрылся для тех, кто хотел его увидеть уже позднее.
Так что, возможно, грустное событие (сердечная недостаточность, артисту было 82 года) привлечет внимание тех, кто знает актера только по персонажам Лукашина и Новосельцева. Возможно, вы захотите познакомиться с другими его картинами: с неоднозначным, но очень характерным Карандышевым из «Жестокого романса» того же Рязанова, со инспектором МУРа из «Гонки по вертикали», с Герценым, Ленином, Гайдаром в его исполнении. Каждый из этих героев по-своему трагичен, в чем и заключается уникальность, прелесть актера, привносившего природный драматизм в свои образы.