Анализируя свой собственный опыт, наблюдая за знакомыми подростками, ровесниками и вообще окружающими людьми до 30 лет, я с ужасом делала вывод, что в своем большинстве homo sapiens не понимают себя и не умеют эффективно взаимодействовать друг с другом.
Не умеют себя понимать, не умеют определять чувства других людей, с которыми взаимодействуют, не умеют донести собственные чувства до других. Это приводит к недопониманию, конфликтам, отсутствию результативности деятельности.
Наблюдая за людьми, детьми, самой собой в конце концов, я пришла к выводу, что многие психологические проблемы растут из этого - неумения владеть собой, своими эмоциями, отсутствия умения эти эмоции распознавать, обозначать не только у других людей, окружающих человека, но и у себя самого. Поэтому меня очень заинтересовала тема эмоционального интеллекта и его развития.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:
- Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
- Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
- Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
- Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.
То есть, развитие эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?
В первую очередь, это управление собственным поведением.
Представим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.
Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.
Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.
Во-вторых, это понимание чувств других людей
Когда ребенок получает опыт осознанного "проживания" своих чувств, наблюдает за своей реакцией, он учится и понимать чувства других людей. Почему это так важно?
Понимание других способствует развитию общения, способности находить общий язык, устанавливать контакт с другим человеком.
Кроме того, развивается способность к эмпатии. Эмпатия - осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Без нее, согласитесь, сложно поддерживать связь с родными, друзьями и успешно строить семейную жизнь.
Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.
Итак, мы разобрались, что такое эмоциональный интеллект и зачем нужно его развивать. В следующей статье на эту тему я расскажу о способах его развития.