Найти в Дзене
kin0guru

Не бойся, я с тобой (СССР, ТВ, 1981)

...на «Азербайджанфильме» режиссер Юлий Гусман начинает работу над музыкальным фильмом по нашему сценарию. Название? «Всё равно я тебя люблю». Не нравится? И нам не нравится. И режиссеру не нравится. Будем искать другое.
Ю.Дунский, В.Фрид «Разговор на равных».
«Советский экран» № 16, 1981 г
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Albert Magnus:
Что бы там не считали по поводу азербайджанского кино профессиональные критики, но когда разговор касается его, для большинства российских зрителей, "рождённых в СССР" и не бывавших в Баку, оно начинается и заканчивается кинокомедией Юлия Гусмана "Не бойся, я с тобой". И почему так вышло, вряд ли кто ответит. Сомневаюсь, что даже местных актёров кто-то сможет назвать. Разве что Полада Бюль-Бюль оглы, но он, пусть и очень ярко сыграв одну из главных ролей в этом фильме, в первую очередь является композитором и исполнителем своих песен. Да и в целом, он скорее как Раймонд Паулс для латышей и оба даже были министрами культуры в своих странах.

Безусловно, в этой республике снимали и снимают немало фильмов "для внутреннего пользования", возможно даже есть хорошие, но за её пределами они практически неизвестны и это вероятно местное киноначальство тоже беспокоило. И вот однажды 40 лет назад молодому бакинскому режиссёру Юлию Гусману предоставили почётную возможность создать "экспортный продукт" - чтобы потом показать товар лицом по первому телеканалу одной шестой части суши. И Соломоныч выполнил задачу по полной программе, с применением всей перепавшей по такому случаю "тяжёлой артиллерии".

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Яркий комедийно-приключенческий сценарий написали не местные деятели культуры, а именитые мастера своего дела - москвичи Дунский и Фрид. Были задействованы заслуженные артисты РСФСР Лев Дуров и Сергей Юрский. Полад Бюль Бюль оглы тоже не нуждался в представлении, ещё с 1960-х годов став олицетворением азербайджанской популярной музыки на всесоюзной эстраде. Современных девушек Кавказа поручили представлять просто красавице Гамиде Омаровой незадолго до того закончившей ВГИК.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Участвовали также и другие, далеко не последние люди из музыкальной и актёрской среды Азербайджана, но это уже должно было привлечь тамошних зрителей, да и не гоже изображать местных киноперсонажей заезжим артистам (и немножко "правильного" акцента для передачи национального колорита тоже не повредит).

А какой приключенческий фильм без зрелищных трюков? Ради такого случая из Северной Осетии пригласили ведущего артиста конного цирка, метателя ножей и подручных предметов, каскадёра Мухтарбека Кантемирова. И свои таланты он с блеском продемонстрировал. Правда, так как он не был профессиональным киноактёром, его озвучил Александр Белявский.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Ну и то, без чего фильм никогда бы стал настолько популярен среди советских мальчишек (и я тоже был среди них!)- карате! Определенную долю кича или даже трэшака это конечно внесло, но при общем ироническом настрое этой нестареющей водевили, вполне простительно. Сейчас все те наивные боевые сцены, как и песня про "непревзойдённое оружие" способны вызвать лишь улыбку, что тоже неплохо.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Кстати, в условиях нарастающей волны запретов в отношении восточных единоборств в начале 1980х, киношникам пришлось патриотично объяснить происхождение показанных каратэшных приемов национальной борьбой гюлеш, хотя видел я её в одном из эпизодов сиквела "Не бойся я с тобой. 1919" - ну ничего общего!

Роман Ужасов:
Ты потерял хватку, Альберт! Надо было сразу
сломать ему руку или коленную чашечку высказать свое мнение от просмотра. А ты возился, возился… Даже Раймонда Паулса умудрился приплести. Зачем так долго мучить человека? В данном случае меня? Я-то никогда не скрывал, что питаю слабость к этой картине. Пусть приключенческий жанр за эти годы ушел далеко вперёд, у меня и сейчас рот до ушей, как только я натыкаюсь на неё переключая каналы или просто вспоминаю какой-нибудь эпизод.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Чего стоит одна только сцена торга Фарзали-бека с Джафаром Трехглазым?

- Считай, что они уже мертвые. А как их звали при жизни?
- Первый - это Теймур. Сын Мешади Аббаса.
- Знаю.
Ох, как он поет! Когда он поет, сердце тает, как кусок сахара. Это великий талант! И ты хочешь, чтобы я его убил? За триста рублей?
- А за сколько?
- Пятьсот.
- Все меня грабят! Почему ты должен меня жалеть?! Возьми!
А второго зовут Рустам. Сын Алекпера. Ты его не знаешь. Он приезжий.
- Прекрасно знаю. Вот тебе сто рублей. Сдача за Рустама. У меня с ним свои счеты. Я сам его ищу.
- Нет, нет, договорились триста, значит, триста. Я человек честный.
- Хватит и двухсот. Я тоже человек порядочный.

"И где после этого ваш этот Тарантино?" - хочется спросить. И, в отличие от тарантиновских отморозков, здесь справедливость тоже вершат люди интеллигентные, даже Джафар это признаёт.

А что касается постановки боёв... Как-то щелкая пультом наткнулся я на один фильм из видеосалонного отрочества, по которому мы осваивали боевые искусства в родной песочнице - "Американский ниндзя-2", так вот, через пару минут просмотра тамошних драк я хохотал в голос почище, чем от гайдаевских комедий, настолько всё смотрелось теперь картонно и пафосно. Забавней любой пародии. Зато заявленная несерьезность "Не бойся, я с тобой" позволяет увидеть что боевая часть для комедии, вполне на уровне. И сразу на свои места становятся подпиленные доски тюремного забора и сваленная при помощи длинного шеста вышка с охранником. Главное ведь на месте - душа чиста, а цели человечны, а значит, отточенная сталь не устоит.

Единственным серьезным недостатком картины стало снятое тридцать лет спустя продолжение.

Продюсеры обсуждают сценарий продолжения легендарного фильма.
Продюсеры обсуждают сценарий продолжения легендарного фильма.

A. M.: Для чего снимали сиквел, вопрос конечно интересный - тряхнули песочком да еще наверно из патриотических соображений напомнили про существование в течение двух лет независимого государства на территории Азербайджана. Это всё политика самоутверждения, которая созданию хорошего кино редко когда способствует. Но это к слову.

А про недостатки фильма 40-летней давности говорить я и не собирался - главное, что он по-прежнему создаёт хорошее настроение. А уж кому, что ближе. Комические диалоги на высоте - это да, но напоследок я хотел бы коснуться музыки: роковые, и даже местами хард-роковые аранжировки, хитовые мелодии, экспрессивная манера исполнения - вот, что не отпускает! Когда я впервые увидел фильм в день премьёры 23 октября 1982 года, они меня, тогда второклассника, зацепили сразу и в немалой степени сформировали музыкальные предпочтения в дальнейшем. Как-то так.

5/5 - общая оценка от kin0guru

(c) Albert Magnus и Роман Ужасов специально для kin0guru

#совместные обзоры от kin0guru #киноностальгия от kin0guru