Найти тему
Журнал —ИМЕННО.

Человек, который играет на Луне

Пирамида Маслоу знакома Дмитрию Гуровичу со времён первого курса экономического университета, где он учился на маркетолога. Однако настоящее счастье познал будучи музыкантом. Дмитрий реализовал себя в направлениях электроники и джаза, освоил очень сложный музыкальный инструмент терменвокс и даже изобрёл собственный — Луну. Луна Дмитрия Гуровича начала светить над Петербургом в 2017 и с тех пор не покидает своего звёздного неба, прославляя своего изобретателя и собирая восторженные концертные залы.

О пути музыканта без классического музыкального образования, но с огромным желанием играть, о том, что вдохновило его на создание Луны, о джазе и любви к экспериментам, о необходимости делиться музыкой и влюблять в неё других узнавала Арина Шерстнëва.

Герой: Дмитрий Гурович

Журналист: Арина Шерстнёва

Фотографии из личного архива героя

Талант может появиться из ниоткуда, но часто его расцвету способствуют искры поколений. Бабушка музыканта Лариса Андреева является автором ошибочно именуемой «народной» песни «Рябина зреет в сентябре», а двоюродный брат дедушки Григорий Фрид — знаменитый советский композитор-классик. Имея музыкальные корни, Дмитрий Гуревич не сразу пошёл по стопам своих родственников. Однако музыка всегда увлекала его и была рядом.

С 90-ми появились ноутбуки и компьютерные программы, позволяющие писать электронную музыку, творить с ней интересные вещи. Открывающиеся возможности помогли Дмитрию обнаружить в себе будущего музыканта, хотя учился он тогда на экономическом направлении.

Первый свой музыкальный успех Дмитрий связывает с выпуском собственного альбома электронной музыки Custo — Cold Jazz. Работа над ним началась в Австралии, куда Дмитрий переехал для учёбы в магистратуре.

В момент непростого периода, Дмитрий решил перебраться из Москвы в Петербург. Тогда произошло два события, изменивших его жизнь. В северной столице он повстречал питерских музыкантов близких по духу и идеям, с которыми создал проект, под названием Moonglow. Суть проекта заключалась в синтезе живых музыкантов и технических возможностей электронной музыки. Новаторство и необычность идеи обеспечило музыкантов популярностью и многочисленными концертами, возможностью участвовать в знаменитых музыкальных фестивалях, таких как «Усадьба Jazz», «Stereoleto» и многих других.

«Ещё одно событие, произошедшее в 2008 году, стало основополагающей ступенью моей нынешней жизни. Питерские друзья подарили мне контрабас. Подарок, как вы понимаете, оказался обязывающим. И, как я обнялся с инструментом в тот миг, так до сих пор почти каждый день обнимаюсь».

Дмитрий стал пробовать себя в роли джазового музыканта, соединял джаз с электронной музыкой и выступал как джазовый контрабасист, ведь именно их Петербург охотно привечает на своих площадках.

Своими самыми интересными проектами музыкант считает импровизационные, где музыка рождается в мгновение. Дмитрий выступает в команде импровизационного трио — Poetrio в составе бас, клавиши и барабаны. В импровизации музыканты общаются звуками, поддерживают идеи друг друга и в звуках сливаются в одно целое. Так создаётся самое интересное и потрясающее.

«Наверное, самые интересные идеи рождаются в импровизации, в секундном порыве. В этом уникальность музыки, она по сравнению с другими видами искусства даёт больше возможности творчеству. Можно в одну секунду, в одно мгновение создать произведение искусства. Если художники пишут картину часами, кинематографисты создают метр с помощью целой команды профессионалов, нас — музыкантов тут трое, и музыка рождается здесь и сейчас».

Кроме того, джаз так близок нашему герою ещё и потому, что он даёт наибольшую эмоциональную отдачу от слушателей.

«Музыкант очень тонко ощущает эмоции зрителя. Замечал за собой, если плохо себя чувствую перед концертом — хорошо отыграл, и болезнь как рукой снимает».

Многим красивым мелодиям мы обязаны американским джазовым исполнителями, которые творили в первой половине прошлого века. Традиционный классический джаз не может не трогать — это гениально, это прекрасно, это то, что нужно учить и повторять, — говорит Дмитрий. Однако, музыкант выступает не только за классику — открыт для нововведений и экспериментов. На вопрос о том, где же тонкая грань, которая помогает джазу на ряду с другими музыкальными жанрами идти в ногу со временем и не превращает его в уже «неджаз», Дмитрий уверенно отвечает:

«Так, а зачем её искать? Музыка должна быть свободна. Джаз — понятие относительное. Здесь в баре играет бразильский джаз — это целое направление. Есть традиционный американский джаз, и появляется ещё много всего интересного. Почему бы не быть открытыми этим новым горизонтам? Я пришёл в музыку как композитор, потому что мне было интересно создавать что-то новое. Я чувствую, что во мне есть музыкальные идеи и чувства, которые я хочу выразить. Мы живём в интересное время. Раньше не было ни компьютеров, ни дивайсов, а сейчас можно реализовать любую идею — это потрясающе, и это даёт возможности для самореализации».
-2

Чего-чего, а желания экспериментировать у нашего героя не отнимешь. В 2009 году для реализации экспериментальных проектов Дмитрий приобретает необычный инструмент — терменвокс и начинает его осваивать.

«Я знал, что это очень сложный инструмент, мало кто из профессиональных музыкантов может найти с ним общий язык, а у меня даже не было музыкального образования. Я не рассчитывал, что у меня будет что-то получаться. Но когда попробовал — почувствовал, что я смогу, и поставил себе такую задачу».

«Как показывает практика, — говорит музыкант, — научиться игре на терменвоксе дано не каждому». Исполнителей мало даже в мировом масштабе, хотя изобретён инструмент уже 100 лет назад.

«Терменвокс — инструмент очень непослушный, это вам не по клавишам нажимать, где вы видите, куда именно нужно переставить пальцы. А здесь даже одну ноту держать проблематично. Поэтому все терменвоксисты, которых я знаю с сильным характером».

Идея, которая лежит в основе терменвокса — извлекать музыку из воздуха, без прикосновений вдохновила Дмитрия, как только он узнал о существовании инструмента.

« Мне показалось, что это потрясающая идея. Что музыка и должна быть такой — бестелесной энергией, которая окружает нас в пространстве и вызывает переживания и эмоции. Именно такой должна быть музыка — воздушной».

В первую очередь музыканту хотелось научиться играть — играть чисто, так, чтобы терменвокс можно было слушать часами. Такого эффекта удаётся достичь не каждому музыканту, ведь инструмент очень капризный и при любом неточном движении выдаёт грязное звучание. На сегодняшний день Дмитрий констатирует — «интонирую чисто, совершенствую технику и отличаюсь собственным стилем движения рук и звучания инструмента».

Отличился Дмитрий и тем, что он известен не как человек, который играет на терменвоксе, а как человек, который единственный в мире играет на Луне. Идея создания Луны пришла к музыканту, когда, играя на терменвоксе, он заметил, что можно играть сквозь некоторые предметы (хотя игра осуществляется в воздухе, и ничего постороннего не должно мешать инструменту). Музыкант поставил шахматную доску на терменвокс и увидел, что через дерево тоже можно играть. Тогда пришла мысль, что инструмент можно обличить в какой-то корпус. Характер Луны как ничто лучше подходил под необычное волшебное звучание инструмента. Поработав в графическом редакторе, Дмитрий спроецировал изображение месяца, соединил его со своим фото — увидел, как это всё красиво может получиться, и картинка сложилась. Так магический образ Луны превратил терменвокс в новый музыкальный инструмент.

«С тех пор я уже не мог успокоиться. У меня ушло на создание Луны около 9 месяцев. И это сопоставимо с беременностью — периодом, когда женщина вынашивает ребёнка и отдаёт всю себя этому процессу. Это было довольно тяжёлое время, потому что передо мной стояла амбициозная задача. Ведь обычно созданием музыкального инструмента занимаются целые отделы на фабриках — разработчики, инженеры, музыканты. А инструмент очень специфический — нужно разбираться хотя бы, как он работает. Валерий Шамарин — музыкант и инженер, помог реализовать мою идею, совместно с ним мы сделали этот инструмент, не один раз переделывая его в процессе создания. После того, как в 2017 году Луна была сделана — я был счастлив».

Любой путь — это долгая работа над собой, над своими мыслями и желаниями. Он равносилен выстраиванию ступеней в пирамиде Маслоу, где без прохождения одной ступеньки, невозможно прийти к её вершине. Поэтому необходимо заниматься её фундаментом в целом и жить гармонично. Потребность в самореализации, согласно пирамиде Маслоу — самая верхняя ступень, и она подразумевает под собой становление человека как личности, его необходимость в духовных потребностях. С 2008 года Дмитрий погрузился в музыку и сделал её своей профессией. Петербург с удовольствием дал ему такую возможность.

«Я живу в прекрасном городе, который меня любит, и любовь эта взаимна. А ещё здесь очень красиво, и это потрясающе — ощущать себя частью этой красоты, это вдохновляет».

Верхняя ступень пирамиды Маслоу предполагает потребность и желание делиться своими умениями и взглядами с другими. Дмитрий делает это через преподавание игры на терменвоксе. Время от времени музыканта просят вести курс игры на инструменте в Политехническом университете Санкт-Петербурга, где был изобретен этот удивительный музыкальный инструмент Львом Терменом, в честь которого он и назван.

«Был год, когда через курс лекций о терменвоксе прошли все первокурсники. Пять раз за неделю лекций Белый зал Политеха наполнялся новыми юными слушателями. Желающие научиться игре записывались в кружок. Троих из них мне удалось научить играть примерно за три месяца».

Музыка для музыканта — это чудо, духовная потребность, это жизнь. Сейчас Дмитрию 39, и он уверен, что связал себя с музыкой вовремя, и это должно было произойти именно так, как это произошло. Кто знает, как бы всё повернулось, если бы его музыкальный путь был проложен раньше или не миновал академического музыкального образования? Всё так, как и должно быть — с мечтами о гастролях в разных странах, с желанием расти по пирамиде Маслоу, с целью вернуться к музыке, независимой от коммерции — какой она была изначально. Такой он — собственный путь: самобытный, тернистый, удивительно интересный и в конечном счёте — счастливый, с уверенными целями на будущее.

-3

Другие статьи журнала «— ИМЕННО.» вы можете найти  здесь.