Непрестанное движение вперёд, пылкость и энтузиазм обусловливают успех человека. Мы пообщались с Олегом Гаркушей, фронтменом группы «АукцЫон», актёром и шоуменом, о его сольном альбоме, экстравагантном поведении и музыкальных предпочтениях современной рок-сцены.
Интервью брал Евгений Хромов
Редактировала Ксения Медведева
Герой: Олег Гаркуша
В 2001 году вы основали Фонд развития молодëжной культуры под названием «Гаркундель». И вот сейчас, спустя годы, мы разговариваем уже в арт-центре «Гаркундель» на 10-й Советской, 17б в Санкт-Петербурге. Очень уютное место, вы преодолели немало трудностей в процессе его становления. Расскажите, пожалуйста, о том, как появилась идея создания арт-центра?
После того, как кинотеатр «Спартак» прекратил своё существование, в нём проводили концерты, где играли различные коллективы, включая, конечно, и «АукцЫон». Я говорю о здании нынешней Анненкирхе — Евангелической-Лютеранской церкви Святой Анны. В 2000 году Оля Волга предложила мне сделать на втором этаже что-то вроде небольшого клуба, который я назвал «Гаркундель» (Лёня Федоров и другие ребята так ласково меня всегда называли). Проводил там мероприятия для молодых начинающих тогда групп, в числе которых были «Ночные снайперы», «Billy's Band», «Animal ДжаZ», «Враги», «ПТВП», мой старый знакомый Саша Чернецкий из «Разных людей», «Чиж & Co» и другие. Концерты проходили каждый день с понедельника по воскресенье, и буквально через год друзья подали мне идею создания благотворительного фонда развития молодёжной культуры. Фонд существует с 2001 года, а переписка с чиновниками при этом шла семь лет. Нам предлагали подвалы, площадь где-то за городом, а нужно было место в центре, и так, чтобы никому не мешать!
В конце концов в 2013 году нам предоставили вот это помещение, которое ещё на протяжении полутора лет переводили из предприятия малого бизнеса в нежилое льготное для фонда. После чего мы сразу приступили к ремонту; у нас не было особенно больших финансов, ни рабочих, ни мастеров, и, к счастью, постепенно стали появляться волонтëры, сантехники, электрики — замечательные ребята! Затем, для того, чтобы собрать средства для обустройства нового места, мы придумали «Гаркундель-FEST» — большой фестиваль, в котором принимали участие только медийные артисты. Организовали пять фестивалей: два в Москве, два в Питере и один в Екатеринбурге, — и денежный сбор пошëл на ремонт помещения. В конце концов, где-то в 2018 году, мы потихонечку открылись. Такая история.
Мечта сбылась, что дальше?
Дальше нужно вытащить из гаджетов и компьютеров всех тех людей, что сидят в интернете, и сделать так, чтобы они почаще посещали подобные нашему арт-центру места.
Интернет, может быть, и необходимая вещь, но он почти сгубил посещаемость интересных мероприятий, проходящих в Петербурге и не только.
В «Гаркунделе» проводятся лекции, концерты, показы фильмов, выставки, мини-фестивали, и любой творческий человек может проявить себя в нашем пространстве. Гости важны нам как потребители, в первую очередь, искусства, ну и потом уже дополнительных услуг. Вот буквально пару минут назад две девушки фотографировали указатель на арт-центр в виде меня на улице. Как оказалось, они живут поблизости, но абсолютно не знают о существовании центра, что не может не расстраивать.
Возможно, нынче это не совсем актуальная история?
Раньше людям интересно было куда-то сходить. Существовало огромное количество клубов по всему городу. Не только «А2» или «Космонавт», а тот же ранний «Грибоедов» и Fish Fabrique, Red Club. Очень много было также маленьких клубиков с большой заполняемостью.
Вспоминаю наши времена: мы постоянно тусовались.
Как нам удавалось встречаться, если даже домашнего телефона не было у многих, а уличный аппарат находился за три квартала? Но как-то же встречались, это удивительно!
Сейчас несколько другое время: во-первых, интернет, а, во-вторых, все озадачены зарабатыванием денег и загружены работой. Раньше у людей было стремление ходить на концерты, играть, петь, танцевать, самовыражаться. Они что-то искали, изобретали постоянно, выпиливали гитары из крышек от рояля. Или как Коля Корзинин, например: что-то там у него случилось перед концертом с барабанными палочками — так он наломал ветки деревьев и ими играл!
Теперь у всех дорогостоящие гитары и компьютеры, но ведь наличие инструментов отличного качества совсем не определяет оригинальности звучания, не придаёт драйва.
Вот попробуй сыграй, как Пëтр Мамонов, на одном аккорде, да так, чтобы все просто упали!
Все знают вас по оригинальным импровизированным танцам. Где и под какую музыку любите танцевать?
Вы что, с ума сошли? Ну, разве что на даче, когда занимаюсь огородом, с лопатой и мешками земли, которые мне привезли (смеëтся). А вообще танцую под мелодичную драйвовую музыку.
Какие молодые коллективы вам нравятся?
Я всë время в своих интервью говорю об этих группах: «Жвака-Галз», «ХаМы» в лице Кости Карпеева, «Спящий будда», группа «Альцгеймер» (вокалист у них очень талантливый парень, а клавишник просто безумный). Драйвово, энергично, очень точно и ёмко, что и должно быть у музыкантов. Или вот дяденька у нас выступал лет шестидесяти — имени его не помню, к сожалению, — взял гитару, колпачок с колокольчиками и как дал! Непонятно даже, то ли это бард, то ли рокер, очень душевно и кайфово. Дмитрий Прищепа — тоже очень интересный персонаж. В молодых музыкантах, как правило, пленит эта непохожесть на «Сплин», «АукцЫон», DDT, «Аквариум», ведь нового, свежего и с изюминкой не так много. В наше время в рок-клубе было около восьмидесяти–ста коллективов, и только единицы по-настоящему выделялись. Я считаю, что рекомендации безумно важны, равно как и стечение обстоятельств: Костя Кинчев когда-то сказал, что ему нравится группа «Пилот», и через некоторое время ребята стали очень популярными.
А вот если бы Витя Цой в своё время не сел в вагон электрички, в котором находился Гребенщиков, он возвращался как раз в тот день с сольного концерта, то не сразу получилась бы запись первого альбома группы «Кино» — «45».
Хотя Цой и дружил с Майком Науменко до знакомства с Гребенщиковым, но последний был более напористым, видимо, в этом отношении, за что ему огромное спасибо!
Расскажите про два ваших детища, сольных альбома 1998 и 2019 годов. Чем отличаются релизы, и как изменилось звучание за все эти годы?
Смотрите, пластинка 98-го года — это компиляция с разных альбомов с переменным качеством звука; вышел такой винегрет, но в то время для меня это был настоящий подарок! Сначала появилась кассета, а потом уже и диск. Хотя, в принципе, сольной по-настоящему работой это не назвать: просто песни, которые я когда-то пел вперемешку с моими стихами.
А вот сольная пластинка — это альбом 2019 года «23». Я на самом деле и не мечтал, что когда-то выпущу именно такой проект.
В городе Жуковский живёт парень по имени Антон Макаров, он мультиинструменталист. Наши общие друзья, Алена и Филипп Сологубы, предложили ему написать песни на мои стихи, передали две книжки: «Мальчик как мальчик» и «Ворона». Антон написал сначала девять песен, а потом ещё шесть впоследствии для винила. Парень безумно талантливый, я до сих пор ему изумляюсь. И практически все, кому я дарил альбом, тоже в полном восторге! Вот такой подарок судьбы!
Потом, через некоторое время, меня ещë пригласили на квартирник Жени Маргулиса, и это вообще был удар! Самое смешное, что не хотелось идти сначала: если в «АукцЫоне» я шоумен, вызывающий зарисовки гениальных вирш Фёдорова, то здесь, на квартирнике, я — главный персонаж! У меня был мандраж, как у подростка четырнадцатилетнего, трясло как липу. Помимо всего прочего, предстояла всего одна репетиция до концерта, вторая уже на «НТВ» непосредственно перед программой, а третья — сам концерт. Квартирник прошёл классно, и было много приглашений на другие проекты после этого, но я пока не соглашаюсь. Надо приобрести ещё больше уверенности в том, чем занимаюсь, успеть вырасти!
Олег, журнал — ИМЕННО. пишет о людях с «огнём» внутри. Как вам удаётся поддерживать в себе этот огонь и делать так, чтобы он разгорался в других?
Мне шестьдесят лет будет в следующем году, а чувствую я себя на четырнадцать! Ощущение юноши — наивного, трогательного — у меня и по сей день присутствует. Могу вести себя неадекватно, но в хорошем смысле этого слова, как-то очень странненько. Ну, я такой, и никуда от этого не деться! Считаю, что в музыканте самое главное — как раз огонь, задор, драйв, ты должен очень сильно быть в теме. Всё нужно делать до последней капли крови, тогда и результат не заставит себя ждать.
Мы, когда начинали с «АукцЫоном», и думать не могли, что будем играть в больших залах, стадионах, ездить за границу, давать интервью, сниматься в клипах и кино. Мы мечтали написать хорошую песню. В группу, кстати, даже не помню, как я попал. Никто не помнит, понимаете, как интересно! Хотя ведь должны знать об этом. Я с Лёней познакомился в конце 70-х, тусовался, общался с ребятами, носил аппаратуру и только в 85-м году совершенно неожиданным образом появился на сцене. Не делал по большому счёту ничего. Я не музыкант, не пою и не играю на инструментах, совершаю только телодвижения. Но ведь самое важное на сцене — выложиться по полной, быть должным, в первую очередь, самому себе, поддерживать этот огонь, пылать изнутри!
Другие статьи журнала «— ИМЕННО.» вы можете найти здесь.