Индейцы Северной Америки оставили немаленький след в истории мостов из металла и в истории высотных работ вообще. Они пришли в эпоху металлических мостов в самом ее начале.
Как индейцы впервые появились на стройке мостов
В 1886 году Канадская тихоокеанская железная дорога инициировала строительство консольного моста через реку Святого Лаврентия неподалеку от Монреаля. Мост должен был быть построен на землях индейской общины могавков Канаваке. Вожди общины согласились на это мероприятие с условием, что их молодежь будет нанята на строительство моста.
Компания согласилась только “подкинуть косточек” могавкам и предложила самую низкооплачиваемую работу грузчиков, а молодежь могавскую тянуло к самому мосту, на максимальную высоту! Молодые краснокожие сразу поняли, что к чему и присмотрелись к работе клепальщиков, соединявших металлические конструкции моста: такая работенка была рисковая и высокооплачиваемая. И если бы не случай, могавкам бы, возможно, не удалось попробовать делать металлические клепки: сроки поджимали, клепальщиков не хватало и в итоге Канадская тихоокеанская железная дорога обучила 12 могавков профессии клепальщика-высотника. И вот когда эти 12 краснокожих закончили проект, они перешли уже на другой объект — мост Су.
Могавки брали с собой одного нового ученика после окончания каждой вахты, и к 1907 году в Канаде было уже 70 клепальщиков из Канаваке.
Трагедия и “тропа войны”
29 августа 1907 случилось обрушение Квебекского моста, судя по фактам, из-за того, что застройщики Dominion Bridge Co слишком экономили на толщине и количестве металлоконструкций, не уделяя никакого внимания деформациям ферм моста. Погибло 75 человек и 33 из них — могавки Канаваке.
Могавки Канаваке не испугались профессии высотника из-за катастрофы, а, наоборот, решили, что это как выход на «военную тропу» — то есть вечный почет и уважение (да еще плюс хорошие такие деньжищи)! И уже через несколько лет 587 из 651 мужчин из Канаваке вошли в профсоюз сборщиков металлоконструкций. Чуть позже индейцы стали появляться на все большем количестве канадских и американских объектов. Произошло это благодаря Совету матерей Канаваке, который настоял, чтобы мужчины резервации работали бригадами по 4 человека на разных стройках: так потери мужчин-могавков не станут похожими на реальные потери во время войны.
Как работали индейцы?
Балки приходили на стройку уже с проделанными отверстиями и с маркировкой. Подъемщики поднимали балку на высоту, монтажники ставили на утвержденное по проекту место и вставляли временные болты, далее приступали клепальщики-могавки.
Вот как работала бригада из четырех индейцев:
Нагревщик накалял докрасна заклепку в передвижном горне и бросал ее щипцами стикеру. Стикер ловил заклепку и когда уже бакер удалял временный болт, вставлял заклепку в отверстие в балке. Дальше бакер поджимал подложкой заклепку, а с противоположной стороны с помощью пневматического молота ее заклепывал риветер (то есть непосредственно заклепщик ).
С 1920-х годов могавки Канаваке плотно обосновались на строительных объектах Нью-Йорка. Уже в 1927 году могавкам было разрешено беспрепятственно передвигаться между Канадой и США. Дорога из Нью-Йорка в резервацию Канаваке длилась около 12 часов, поэтому многие индейцы перевезли свои семьи в Бруклин. В 1960-е в Нью-Йорке обосновалось 800 могавков-заклепщиков. Эти 8 сотен индейцев вложили свои силы в строительство Эмпайр-Стейт-билдинг, здания ООН и Мэдисон-Сквер-Гарден, моста Генри Гудзона и многих других эпохальных сооружений.
Не забывайте подписываться на наш канал, если вам понравилась статья)