В 1786 году на реке Пашии на землях, принадлежащих князю Михаилу Михайловичу Голицыну, был основан чугунолитейный завод. Создание завода влекло за собой возникновение поселения, где селились мастеровые. Такой тип поселения – горнорудные заводы – был характерен для Урала XVIII – XIX веков. В подобном же поселении, на Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда, родился Д. Н. Мамин-Сибиряк.
Голицынский завод получает наименование Архангело-Пашийский, видимо в честь небесного покровителя владельца, Архистратига Михаила. Архангело-Пашийский завод, таким образом – и название собственно завода, и наименование (до 1929 года) заводского поселения. Их история неотделима друг от друга.
Столь крупный населенный пункт был немыслим в то время без собственной церкви, поэтому князь Голицын дает указание: «строить церковь, выбрав место пристойное». Для строительства храма была выбрана господствующая над поселком возвышенность. Место оказалось настолько удачное, что даже в нынешнем своем плачевном состоянии возвышающаяся над Пашией Свято-Троицкая церковь (вернее то, что от нее осталось) поражает своей величественностью.
Кто был автором проекта Архангело-Пашийской церкви, доподлинно неизвестно. Однако некоторые приписывают авторство Андрею Никифоровичу Воронихину. Он был крепостным графа Строганова, двоюродного брата жены владельца завода Анны Александровны Голицыной. Архитектор был зависим от своих бывших хозяев, и часто был вынужден выполнять различные заказы по их поручениям. Местные краеведы высказывают предположение, что одним из таких поручений мог быть и проект Архангело-Пашийской церкви.
Вероятнее всего, храм был заложен в год основания завода, летом 1786 года. А уже через четыре с половиной года, в январе 1791 года, в праздник Крещения в храме освятили первый престол во имя Богоявления Господня. Второй престол, во имя Архистратига Михаила, был освящен в 1794 году, а третий, во имя Святой Троицы – в 1827.
Свято-Троицкая церковь, как сказано в клировой ведомости, – «каменная, двухэтажная с каменною колокольнею и ограждена каменною оградою с деревянными решетками». Впоследствии обветшавшие деревянные решетки были заменены ажурными металлическими. Встроенная в верхнюю часть здания церкви колокольня имела 16 колоколов различного звучания, а в чердачном помещении находились механизмы курантов. Стены и потолки церкви были покрыты росписями, выполненными, вероятно, художниками иконописной мастерской Строгановых из Пыскорского монастыря. Остатки этих росписей и сейчас еще можно разглядеть на сохранившихся частях здания. Из внутреннего убранства церкви до нашего времени сохранились лишь несколько деревянных скульптур, вывезенных в 1920-е годы и хранящихся в Пермской государственной художественной галерее.
К пашийской церкви, помимо основного заводского поселения, относились также и расположенные поблизости – Верхний завод, Зыковский рудник, деревня Всесвятская. В епархиальном адрес календаре на 1885 год в списке соборов и церквей о церкви Архангело-Пашийского завода сказано: «Троицкая, каменная, 2 эт., постр. 1791 г; от губ. г. 175, от благочиния 80 верст. Прихожан 1479, деревень 3, в 4-20 в., 1 дер. (рудн.) преп. болота… Земли пахотной 99 дес., неуд.; домов 3» . Более полная информация содержится в клировой ведомости. Из нее мы узнаем, что выделенные заводовладельцем 99 десятин земли церковнослужителями не используются, «по бесплодности и неудобности грунта, каменистого и болотистого, к обработке» . Для церковного притча были построены три деревянных дома; также церкви принадлежало девять лавок, построенных в пользу церкви прихожанами на заводской площади. К Троицкой церкви было приписано и несколько расположенных поблизости часовен, к которым ежегодно совершались крестные ходы.
В середине XIX века в Архангело-Пашийском заводе были открыты мужское и женское приходские училища. С этих пор настоятели Троицкой церкви выполняли не только сугубо религиозную, но и образовательную функцию. Так, в №39 «Пермских епархиальных ведомостей» от 27 сентября 1872 года читаем следующее объявление: «Предложение Его Высокопреосвященства, от 21 сентября сего года за №479. Во всеобщее сведение воспитанников окончивших курс семинарского учения и священников, ищущих перемещения, напечатать в следующем же нумере: праздно священническое место при церкви Архангело-Пашийского завода, Пермского уезда. Желающий занять оное, с обязанностию приходского священника, должен принять обязанность законоучителя в мужеском и женском училищах Архангело-Пашийского завода» .
Николай Дмитриевич Мамин родился 7 сентября 1845 года в Бизярском заводе, где в то время служил его отец. В 1866 году окончил Пермскую духовную семинарию по второму разряду. Интересно, что в этот год семинарию окончили четверо Маминых – это были, помимо Николая, его родной брат Антоний Дмитриевич, двоюродный брат Димитрий Алексеевич и Антонин Валерианович, двоюродный брат Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Священник к моменту рукоположения в сан обязательно должен был быть женат; Николай Дмитриевич был определен священником церкви Усть-Сылвинского села Пермского уезда в ноябре того же 1866 года, значит женился он летом или осенью. К сожалению, имя его супруги выяснить не удалось. Через год с небольшим он овдовел – в клировой ведомости нашлась запись: «вдов с 9 января 1868 г.» , и детей у него не было.
В 1872 г. Николай Мамин переведен в село Калинское Пермского уезда и, наконец, в 1875 г. – в Архангело-Пашийский завод, где он прослужит более 20 лет.
Нетрудно представить себе жизнь сельского приходского священника: ежедневные церковные службы; исполнение треб по крещениям, венчаниям и отпеваниям прихожан; преподавание Закона Божьего в церковно-приходской школе и приходском училище, да и организация деятельности приходских учебных заведений в целом; наконец хозяйственно-административная деятельность по содержанию храма и других построек. Например, при осуществлении ремонтных работ в церкви и приходских постройках, от притча требовалась смета, надзор за производством работ и отчетность перед епархиальным начальством. А еще следует учесть, что среди полутора тысяч населения завода и приписанных к нему сел были, конечно, люди разные, со своими достоинствами и недостатками, слабостями и пороками. Все они обращаются к своему священнику за советом и справедливым словом, и со всеми надо уметь поговорить, напутствовать, убедить… Выражаясь современным светским языком, как минимум найти общий язык. И все это круглый год, без выходных и праздников. Какой тут трудовой кодекс с его восьмичасовым рабочим днем и обязательным отпуском!
Конечно, среди священников также были люди разные, по-разному воспринимавшие и исполнявшие свои пастырские обязанности. О пастырской деятельности Николая Дмитриевича Мамина в Архангело-Пашийском заводе и ее оценке современниками мы можем судить по заметке в «Пермских епархиальных ведомостях», опубликованной в №2 от 16 января 1892 года. Это своеобразный отчет о праздновании 25-летнего юбилея служения о. Николая в священном сане. Подобные сообщения в официальном печатном органе епархии публиковались нечасто, во всяком случае о Маминых эта публикация единственная. Желающие могут прочитать ее полностью (см. фото в галерее).
Вся жизнь священнослужителя протекала на глазах его паствы. Очевидно, что перед нами не просто «дежурное» юбилейное поздравление – любовь и расположение паствы к пастырю в данном случае были и искренним, и взаимным.
В газетной статье не указано никаких имен, кроме имени самого юбиляра. Но из данных о священнослужителях Пермской епархии известно, что благочинным 2-го округа Пермского уезда, возглавлявшим поздравление юбиляра, был Илия Любимов, священник церкви Верхне-Чусовского села, до этого служивший в Камасинском, неподалеку от Архангело-Пашийского завода. Пройдет чуть более четырех лет, и тот самый о. Илия Любимов, в сослужении священников Петра Словцова, Алексея Дягилева и Алексея Сокольского, здесь же в Свято-Троицкой церкви будет отпевать и хоронить Николая Дмитриевича Мамина, скончавшегося от чахотки 24 марта 1896 года.
В газете «Екатеринбургская неделя» было напечатано сообщение неизвестного нам корреспондента о смерти священника, в котором сказано: «Покойный обладал замечательно добрым сердцем и незлобием, чем невольно располагал к себе всех и каждого. Он не совершил никаких больших дел в сфере своей деятельности. Вся его служба прошла скромно и незаметно, но везде она запечатлена истинным сознанием своего долга и добротою… Вероятно, пашийцы долго не забудут о. Николая. И не мудрено: на темном фоне заводской грязи и сплетен невольно выступает в памяти светлый, незлобивый образ симпатичного пастыря» .
Николай Дмитриевич Мамин был погребен в ограде церкви, в которой он отслужил чуть более 20 лет. Он был одним из немногих, если не единственным из священников Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церкви, служившим на этом месте столь продолжительное время, и при этом умершим в действующем сане. Данные о его захоронении имеются в материалах «Русского провинциального некрополя», собранных по инициативе великого князя Николая Михайловича в 1908-1916 годах, и изданных в наши дни. По воспоминаниям жителей поселка, на могилах церковнослужителей в церковной ограде стояли мраморные памятники.
В фондах Государственного архива Пермского края находится большая коллекция метрических книг Пермской епархии. Среди них – почти все метрические книги Архангело-Пашийской церкви. Анализ этих материалов позволяет дополнить рассказ еще некоторыми интересными штрихами.
Прежде всего, следует отметить, что в Архангело-Пашийском заводе бывали и другие представители семьи Маминых, ближайшие родственники Николая Димитриевича. Так, в 1892 году, по крайней мере, некоторое время, здесь живет у своего старшего сына «патриарх» пермских Маминых – Димитрий Антонович. Он в этот момент заштатный священник, после отрешения от места на Верхне-Сергинском заводе. Вероятно, он по какой-то причине сослужил сыну или, скорее всего, подменял его на время болезни или отъезда. Ранее, в 1889-90 годах, в Архангело-Пашийской церкви служит псаломщиком родной племянник Николая Дмитриевича, Дмитрий Дмитриевич Мамин. В последний раз фамилия Мамин встречается в метрической книге Свято-Троицкой церкви в мае 1896 года. Уже скончался о. Николай; на его место назначен и прибыл из села Кольцовского новый священник, Константин Шестаков. На могилу о. Николая в Архангело-Пашийский завод приезжают два его младших брата, Антоний и Дмитрий Дмитриевичи. Полагаю, что новый священник отлучился по каким-то делам, возможно связанным с переездом своей семьи. Так что еще около недели, в память о Николае Дмитриевиче, под сводами Архангело-Пашийской церкви будет звучать голос Маминых.
За двадцать лет под пастырским попечением о. Николая Мамина выросло несколько поколений. Я проанализировал содержащиеся в метрических книгах данные о количестве родившихся, сочетавшихся браком и умерших жителях Архангело-Пашийского завода, прихожанах Свято-Троицкой церкви. В среднем в 1870-90-е годы ежегодно регистрировалось 210 рождений, 37 браков и 185 смертей. Получается, что за все годы своего служения о. Николай Мамин крестил и отпевал около четырех тысяч раз. Эта цифра превышает численность проживающих в поселке! Свою последнюю службу о. Николай Мамин провел 19 февраля 1896 года. В этот день им были крещены три дочери заводских мастеровых: Андрея Власова – Евдокия, Михаила Оборина – Антонина и Павла Полыгалова – Дарья.
В 1929 году Свято-Троицкая церковь была закрыта. С нее были сняты кресты и колокола, и начались многократные попытки приспособить здание церкви под другие нужды. Сначала на первом этаже были организованы школьные мастерские – столярная и слесарная; затем планировалось переустроить здание под школу ФЗУ. Верхний этаж церкви в середине 30-х годов пытались использовать под кинотеатр, но в верхней части колокольни возник пожар, который распространился на весь второй этаж. Затем возник еще один проект переустройства здания, на сей раз под среднюю школу, но его реализации помешала Великая Отечественная война. В военные годы, в связи с размещением в поселке эвакогоспиталя и большим наплывом эвакуированных, нижний этаж церкви был переоборудован в хлебопекарню, просуществовавшую до 1967 года. Наконец, в 1967 году начинаются работы по переустройству здания под физкультурный клуб, но вскоре и они были прекращены. Работы по консервации здания церкви не проводились, в результате оно стало окончательно разрушаться. Несколько лет назад на стенах храма еще можно было увидеть остатки фресок. Сейчас их уже не осталось… Церковь стоит в руинах, планов ее восстановления нет.
За алтарем церкви существовало кладбище, на котором хоронили церковнослужителей и выдающихся жителей заводского поселка. После закрытия церкви кладбище было уничтожено. Лет 10-15 назад при прокладке коммуникаций были обнаружены фрагменты надгробий. Впоследствии они были вывезены и сейчас находятся на окраине поселкового кладбища. Мы с директором Пашийской библиотеки Валентиной Павловной Чувызгаловой осмотрели эти надгробия и на нескольких из них нам удалось разобрать даты смерти погребенных. Так как большинство метрических книг Архангело-Пашийской церкви доступны на ресурсе «Поколения Пермского края», я предложил попробовать поискать соответствующие записи. И действительно, под указанными на надгробиях датами обнаружились записи об умерших, которые были похоронены в церковной ограде. Причем Валентина Павловна, которая много лет занимается историей Пашии, сказала, что эти имена ей хорошо известны!
В результате у меня возникла идея, которую я предложил пашийским краеведам: дело в том, что метрические книги Свято-Троицкой церкви за период с 1800 по 1917 годы мало того что сохранились – почти все они отсканированы и доступны в Интернете! В третьей части метрической книги фиксировались данные об умерших, в том числе – о месте их погребения. Просмотрев эти сведения (сделать это можно, например, в рамках краеведческих занятий со школьниками) нетрудно составить список всех жителей Архангело-Пашийского завода, которые некогда были похоронены возле церкви. А этот мартиролог, когда он будет составлен, мог бы быть использован для установки соответствующего памятного знака на месте, где располагалось церковное кладбище.
Хотелось бы помечтать и о том, чтобы купола восстановленной Свято-Троицкой церкви когда-нибудь вновь заблестели под лучами солнца, а колокола своим звоном созывали людей на службу…