Четвёртая серия Турбо появилась в 1993 году, через четыре года после того, как вторая серия буквально взорвала умы мальчишек СССР. А к 1993-му нашими умами уже основательно завладели компьютерные игры. Кто-то играл в Prince of Persia на IBM PC 286 у родителей на работе, кто-то обладал собственным клоном Спектрума, а кто-то уже засматривался на игровую приставку Dendy. На этом фоне культ Turbo сильно померк, что сопровождалось девальвацией вкладышей и самих жевачек.
Тем не менее, коллекция 191-260 оказалась настолько яркой и разнообразной, что многие из нас продолжали её собирать с большим интересом. Ведь в ней кроме обычных автомобилей и мотоциклов были представлены: девушки, бигфуты, прототипы, классика и какая-то совершенно невообразимая штучная дичь вроде Gatto или Chrono.
Итак, расскажем по порядку, чем могла похвастаться четвёртая серия:
Девушки
Стройная девушка на вкладыше №219 в телесном купальнике приводила нас в восторг и одновременно смущала — мы ожесточённо спорили, одета она или нет. А размытость изображения позволяло каждому воображению дорисовывать идеальные черты. Думаю SEAT, будь его маркетологи более прозорливыми и нешаблонными, мог бы с успехом использовать этот импринтированный образ в своей рекламной кампании в конце двухтысячных.
Другие красотки впечатляли меньше, но их наличие на вкладышах воспринималось очень позитивно:
Сид Мид
Футуристическая работа признанного мастера-иллюстратора Сида Мида никого не оставляла равнодушным. Кто-то сильно любил №192, кого-то он бесил. Сегодня — это признанная классика.
Бигфуты (монстер-траки)
В начале девяностых об этой народной забаве здесь было почти ничего не известно. Только-только в кооперативных ларьках стали появляться китайские машинки — пикапы поставленные на тракторные колёса. Но зачем, для чего... нам это было неизвестно. Естественно, что этот, фактически, цирковой реквизит вызывал у всех ребят жгучий интерес.
Классика
Никогда ранее на Турбо не было фотографий классических машин. Если не считать реплики Кобры и неоретро Panther Callista со второй и третьей серий соответственно. А здесь — сразу несколько. Да каких! Названия, правда, не всегда правильные, но разве когда-то было по-другому?!
Дичь
Я не знаю других столь же странных автомобилей во всех турбо-сериях, как Gatto №200 и Chrono-BMW! Один — с фонарём реактивного истребителя вместо кабины. Другой — с зачем-то откидывающимся двигателем... Та ещё парочка.
Концепт-кары и прототипы
В четвёртой серии Турбо представлена целая плеяда интересных концептов и прототипов. Чего стоят предсерийный Bugatti 110, элегантные Nazca и Audi Avus, Iso Grifo 90, хоть и без названия, преемник "Крыла Чайки" Mercedes C112.
Обычные автомобили
Обычных автомобилей в четвёртой серии очень мало. Самыми ценными из них считались (если не брать в расчет упомянутые вкладыши с девушками): двойной вкладыш №251 с Мерседесами и №203 с Lamborghini Diablo. Сегодня любители JDM обязательно отметят яркий №253 с Subaru SVX.
Эпилог
Вот, что говорит о четвёртой серии администратор нашей группы "Турбо Товарищи" Дмитрий Филин:
Для меня четвертая серия Турбо была и остается самой любимой серией. Именно в этот временной период, как и все мои друзья, я был увлечен коллекционированием вкладышей. Эта серия только появилась, став объектом для новых обменов, сделок, обсуждений и коллекционирования, и каждый новый вкладыш увиденный мной оставлял огромный яркий след в памяти связанный с моим детством.
Какое разнообразие автомобилей! Машины из прошлого, из будущего, современные супер-кары, концепты, мотоциклы, кабриолеты, бигфуты, рисунки-скетчи. Каждый вкладыш по своему неповторимый, насыщенный красками и разнообразием. Все эти автомобили и сейчас смотрятся очень достойно, а тогда, для девятилетнего мальчишки, они были мечтой и фантазией, на которую можно было смотреть только через изображение на вкладыше
Полный каталог вкладышей 191-260 представлен на нашем сайте Société Turbo.
Всех интересующихся турбо-тематикой приглашаем в наш уютный клуб Турбо Товарищи в Контакте.