Когда говорят о театре, то обычно речь идет об актерах. Однако сейчас в моде музыкальные постановки. И тогда на помощь говорящим артистам приглашают представителей других профессий. Так произошло и с нашей сегодняшней гостьей.
После завершения в 2010 году реконструкции Рижского русского театра имени М. Чехова новый сезон открывали спектаклем «Двенадцатая ночь» режиссера Игоря Коняева. Подходящие кандидатуры танцоров для спектакля подбирала хореограф–постановщик Ольга Житлухина.
Так с её легкой руки Ольга Спридзане и попала на сцену старейшего русского театра за пределами России. Сейчас она участвует в спектаклях «Танго между строк», «Моя прекрасная леди» и др.
Незабываемые гастроли
— Отмечу, что спектакль «Моя прекрасная леди» поставила знаменитый российский режиссер и хореограф Алла Сигалова. Причем танцоры в нем задействованы и в сугубо игровых мизансценах вместе с актерами. Мы ничего не говорим, но зато поем.
Более того, когда в 2012 году одна актриса сломала лодыжку, то меня срочно ввели в качестве уже актрисы сразу в два музыкальных спектакля: «Одесса, город колдовской...» и «Танго между строк». Мне нужно было много двигаться и опять– таки петь.
Конечно, я постаралась как следует вжиться в свои образы. В первую очередь надо было абстрагироваться от того, что я танцовщица, ведь танцоры привыкли выражать себя через движения. Конечно, я испытала большой стресс. К тому же после быстрого ввода театр сразу отправился на гастроли в Санкт– Петербург.
— Наверное, коленки дрожали от страха?
— Да, был определенный мандраж. Хотя в своей творческой жизни я не раз выступала на одной сцене со звездами, в том числе из России и Латвии.
Но тут свою роль еще сыграло то, что в спектакле «Одесса, город колдовской...» за роялем находился сам Раймонд Паулс. А наш маэстро, как известно, всегда хмурится. Не знаешь, всем ли он доволен...
Естественно, чувствовала тогда колоссальную ответственность, ведь я представляла русский театр Риги. Российские телевизионщики пришли снимать о нас сюжет. И я оказалась в первом же кадре на весь экран.
В общем, те гастроли запомнились на всю жизнь! Кстати, потом уже в Риге на спектакль пришла моя любимая тетя Тамара. Она была очень довольна. Я подумала, что она имела в виду мою игру.
Но, оказалось, ей понравилась постановка. Причем она сказала так: «Знаешь, там одна актриса ну очень на тебя похожа!» Тетя даже представить себе не могла, что на сцене была я, ее племянница. Для меня это был самый лучший комплимент.
Отмечу, что я давно уже поняла: в душе я именно актриса. Мне нравится примерять разные образы, чтобы прочувствовать в себе то состояние, в котором находится тот или иной персонаж.
В свое время я даже посещала курсы российской актрисы Наталии Щербаковой, которая приезжала из Санкт–Петербурга. Хочу продолжить актерское обучение при первой же возможности. И вообще я невероятно люблю театральную жизнь — гастроли и прочее. Чувствую себя на своем месте.
По маминым стопам
— Как я понимаю, вы еще танцуете в спектаклях нового Театра оперетты?
— Да, этот театр появился у нас сравнительно недавно — в 2014 году. С тех пор он был в поисках своего постоянного места. Но спешу сообщить радостную новость поклонникам этого жанра: теперь нашим домом стал Огрский ДК.
— А когда вы начали танцевать?
— Тут я вся в свою маму Любовь. Она у меня по профессии бухгалтер, но тоже с детства любила танцевать. Поэтому сначала отвела меня в балетную студию «Рондо». А когда мне было 10 лет, я поступила в Рижское хореографическое училище.
Получается, ровно 30 лет назад. Мы с мамой не пропускали ни одной постановки в нашем знаменитом Государственном академическом театре оперы и балета (тогда он так назывался). Конечно, я мечтала стать балериной.
Меня очень завораживала классическая музыка. Я тоже хотела порхать по сцене. Дома на стенах висели плакаты с прославленными балеринами. В Риге тогда особенно ярко выступали Зита Эрсс и Лита Бейрис. Я собирала вырезки из балетных журналов. У меня была даже тетрадь с придуманными мною хореографическими постановками.
Сколько себя помню, я всегда и везде танцевала. И в летних лагерях, и на школьных концертах, и в санаториях, и на клубных вечерах маминого завода. Тогда были еще виниловые пластинки. Когда никого не было дома, я устраивала целые концерты!
Белый лебедь — любимый образ
— Какая пластинка была любимой?
— Тут ответ однозначный: музыка из балета «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Мой любимый образ — Белый лебедь. Наверное, потому, что он трогал меня до глубины души своей чистотой и хрупкостью.
Правда, через год меня, увы, отчислили из хореографического училища за «неимение достаточных данных», хотя и отметили мои усердие и желание танцевать. Для меня это был, конечно, удар. Даже не верилось, что такое может со мной произойти.
К счастью, в том же году один из наших преподавателей, Александр Баринов, открыл частную балетную школу, в которой преподавали все те же педагоги из училища.
И все последующие 7 лет я изо дня в день после общеобразовательной школы ехала в балетную. Спасибо родителям за поддержку! В 1999 году я получила диплом танцовщицы.
Примечательно, что выпускной концерт проходил в легендарном Рижском государственном театре оперетты. Мы были последними, кому посчастливилось танцевать на его сцене. А вскоре там уже появился ночной клуб La Rocca.
Педагог со стажем
- Впрочем, помимо классики сегодня я особенно люблю джазовый танец. Преподаю его уже 10 лет. Можно сказать, что я педагог со стажем. В прошлом году воплотила свою давнишнюю мечту: провела целый цикл мастер–классов по джазовому танцу Jazz Dance Fusion.
Джазовый танец невероятно разнообразен: он объединяет в себе множество стилей. Я до сих пор получаю благодарственные отзывы. Многие интересуются, где можно научиться этому направлению.
Как раз перед самым Новым годом у меня родилась идея открыть в Латвийском колледже культуры уже целое отделение, специализирующееся именно на джазовом танце. Сейчас собираю команду педагогов и составляю методику обучения. Уже со следующего учебного года начнем занятия.
Делиться опытом
— Нашу беседу мы начали с Рижского русского театра имени М. Чехова. А что было до него?
— Объездила немало стран, где выступала в качестве исполнительницы современных танцев. Скажем, целый год провела в Южной Корее. Еще танцевала в Малайзии, Португалии, Индии, Словении, Армении, Швейцарии и других странах.
Опыт набрала колоссальный. Когда вернулась в Ригу, захотелось им поделиться. Поступила в Рижский колледж культуры на руководителя танцевального коллектива.
Отмечу, что помимо колледжа я еще преподаю в студии «Ритм». В общем, занимаюсь тем, о чем всегда мечтала: танцую и учу этому других. Я считаю, что детские мечты должны сбываться. Только в этом случае человек может почувствовать себя по–настоящему счастливым.
Кстати, я еще и экономист с высшим образованием. Вроде бы это совершенно другая профессия, но она очень помогает в ходе воплощения в жизнь каких–то проектов. Когда планируешь и координируешь, голова работает, а тело отдыхает от танцев.
Пишет стихи
— Не могу не спросить: как пандемия отразилась на вашей жизни?
— К сожалению, некоторые проекты пришлось отложить до лучших времен. Зато появилось много свободного времени. Больше времени стала проводить с сыном Адрианом, ведь ему всего 4 годика. Это моя радость и счастье!
А еще начала вязать и вышивать. Можно сказать, вернулась к своим любимым хобби. Вот как раз сейчас вяжу шарфик... Стоит сказать, что благодаря чрезвычайному положению прошла какая–то извечная суета и наступило душевное спокойствие.
Это идеальное состояние для рождения интересных идей. Есть время прислушаться к себе, понять, что делать дальше. А когда меня посещает муза, я пишу стихи. Хотя даже в них присутствует танец.
Море волнуется, рьяно бушует...
В морской пучине она танцует:
Ноги в холодном песке прозябают,
Вода, как лед, насквозь обжигает!
Волны бесстрастно вновь нападают!
Ветер когти в горло вонзает,
Треплет душу и рвет кусками,
Оставляя чернь, пустоту пробивая...
Тяжело сидеть на одном месте
- Вот такое у меня сейчас настроение... Конечно, хочется, чтобы пандемия побыстрее закончилась. Тяжело сидеть на одном месте. Отмечу, что я уже 8 лет участвую в знаменитом проекте «Кабаре».
Этой зимой его, к сожалению, отменили. Ясно, почему. Обычно репетиции начинаются аж за три месяца до Нового года. Всякий раз это какая–то интересная задумка, необычные красочные номера и костюмы.
В основном я в «Кабаре» танцую, но иногда как хореограф ставлю номера. Самой запоминающейся стала наша поездка в 2014 году в далекую Индию. Сейчас кажется, что это было так давно...
Юбилей отметила на пляже
— О чем мечтаете?
— Хочу научиться красиво петь. А еще мечтаю о большом кино. В середине декабря снялась в эпизодической роли ретротанцовщицы в многосерийной картине «EmIlija. Latvijas preses karаliеne», которая выйдет осенью.
Главные роли в ней исполняют ведущие театральные актеры Гуна Зариня и Юрис Барткевич. Фильм о трагичной судьбе журналистки Эмилии Беньямини, которая боролась за свободу печати.
События разворачиваются в 20–30–х годах прошлого века, поэтому костюмы у всех были соответствующие. Конечно, не терпится увидеть конечный результат.
Очень хочется, чтобы мой проект Jazz Dance Fusion вырос в большой международный фестиваль по джазовому танцу. Чтобы можно было приглашать на него зарубежных танцовщиков для обмена ценным опытом.
А еще я мечтаю открыть школу танцев, в которой занятия проходили бы с утра до вечера. Я и сама училась в Лондоне в такой школе, когда побывала на мастер–классах, чтобы повысить квалификацию.
Туда съезжаются со всего мира. Классы поделены согласно уровню подготовки. Таким образом, может учиться практически любой желающий. А какая там была энергетика! У всех так горели глаза.
Помню, какой окрыленной и воодушевленной я оттуда вернулась. Хочется, чтобы и у нас была такая школа.
К слову, в декабре я отметила юбилей: мне исполнилось 40 лет. Я вовсе не стесняюсь говорить о своем возрасте. Считаю, что страшно не стареть — страшно потерять вкус к жизни, стать апатичной, ленивой, циничной.
Но, надеюсь, это все не моя история. А знаете, как я встретила свое 40–летие? Конечно же, танцуя! Вы спросите, где, если все закрыто? На улице, в Юрмале, у моря.
Приехали с двоюродной сестрой, фотографом Екатериной, просто прогуляться по берегу. Но когда душа радуется, а природа вдохновляет, то тело само начинает танцевать.
Так прогулка переросла в танцевальную фотосессию. Как раз мимо проходила еще одна фотограф. Она тоже начала меня снимать. Я почувствовала себя как на сцене. Чего сейчас очень не хватает!
— Поздравляем с юбилеем, желаем творческих успехов!
Все фото из личного архива Ольги Спридзане
Читайте другие материалы автора:
Какова судьба витражей павильона Латвии на ВДНХ
«Я чуть не стал рижанином!»— сказал известный актёр Андрей Лебедев
«Тяжело играть для пустого зала...» - говорит актёр Олег Демидов
«О пандемии некогда думать», - говорит студентка ГИТИСа
Фуа-гра с блинами: Старый Новый год в Бобруйске
«Главное — не падать духом!» — говорит певица и композитор Лиера Штейн
11 вопросов Михаилу Задорнову. И его 11 ответов
Александр Защиринский: когда же начнутся концерты артистов