Найти тему
Павел Великанов

Где истинная, а где - "фейковая" духовность

Оглавление

Послания апостолов. Кол., 249 зач. (от полу), I, 3-6. Гал., 213 зач., V, 22- VI, 2.

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

ГЛАВА 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

У отшельника. Гюбер Робер. 1770–1773 гг..
У отшельника. Гюбер Робер. 1770–1773 гг..

Комментарий

Среди множества понятий, которые мы очень часто используем, не задумываясь, есть и слово «духовность». После появления свободы вероисповедания это слово кем только не используется и что только не означает. Оно стало своего рода «универсальной приправой», которой без всяких усилий можно облагородить практически любое интеллектуальное, культурное, религиозное и какое угодно иное блюдо.

«Какой духовный спектакль!» – восторженно восклицает напомаженная дама, жеманно обмахивая себя веером в зрительном зале. «О, какой вы духовный человек!» – замечает собеседник, услышав в разговоре с бизнесменом, что он когда-то заглядывал в Евангелие. «Весьма духовненько!» – саркастически отмечает про себя студент, случайно оказавшись в храме на проповеди излишне восторженного священника. И может показаться, что каждый из этих людей имеет в виду нечто близкое – но на самом ли деле это так?

Ответ нам дает апостол в сегодняшнем чтении, определяя чёткие и понятные границы: духовно лишь то, где есть присутствие Духа Божия – а это присутствие опознается по вполне конкретным признакам. Когда есть в сердце любовь, в голове – ясность, а радость наполняет душу – да, всё это следствие присутствия Духа Божия.
Отсюда же появляются доброта, готовность терпеть, снисхождение к чужим немощам, доверие к людям, лёгкость в соблюдении ограничений. Вот она – настоящая, а не «гипотетическая», не «фейковая» духовность!

И если всмотреться внимательнее в то, о чем апостол говорит дальше – несложно заметить, что он вводит ещё один очень важный маркер верно настроенного духа человека: отношение к ближнему, причем не к любому, а к… худшему! Тому самому, который – словно кость в горле, словно дыра на любимой одежде, словно таракан в тарелке ароматного борща. То, как мы реагируем на такого ближнего ещё до того, как подключился наш рациональный аппарат – и определяет, насколько мы духовны или нет.

Наличие таких людей в жизни каждого христианина – не просто желательно, а жизненно необходимо. Ещё лучше, когда такое «жало в плоть» – внутри твоей же семьи, тогда процесс духовного возрастания – при правильном отношении – идёт очень успешно. Ведь если нет этого самого «другого» – во всех смыслах – очень легко попасть в страшную ловушку духовной прелести, самообольщения, духовного самолюбования. А тут стоит появиться этому самому нежеланному человеку – и вся позолота с души вмиг слетает, а внутренние демоны не стесняясь устраивают своё любимое шоу. Какая уж там «духовность!»

Так что, друзья мои, не будем пугаться межличностных напряжений в жизни – а лучше внимательнее вглядимся в их причины: быть может, они словно острым скальпелем вскрывают давние нарывы души и освобождают нас от тех болезней, о существовании которых мы и не догадывались!…