Найти тему
Пост-правда

История одного жанра. Синти-поп

Продолжаем знакомиться с разными музыкальными направлениями. На очереди синти-поп.

фото: https://www.morrisonhotelgallery.com/photographs/HM2PH1/Depeche-Mode-NYC-1982
фото: https://www.morrisonhotelgallery.com/photographs/HM2PH1/Depeche-Mode-NYC-1982

Синти-поп - популярный в 80-х жанр электронной музыки, для которого характерно преобладание синтезаторного звука, монотонность ритма и яркие образы участников групп.

Места силы - Шеффилд (Англия)/Лондон (Англия)/Токио (Япония).

Период расцвета - конец 70-х годов - середина 80-х.

Лирика - пост-панковая на начальных этапах, гедонизм на поздних.

Трудно назвать самую первою синти-поп группу. Известно, что огромное влияние на становление жанра оказали Kraftwerk (вероятно, самая влиятельная группа в истории поп-музыки) своими альбомами Autobah и Trans-Europa Express.

Первая волна синти-попа (можно это назвать прото-синти-поп) возникла в английском промышленном городе Шеффилд после панк-революции середины семидесятых. Панки показали молодежи, что любой может быть музыкантом и не обязательно для этого иметь специальное образование или много денег. Еще одним важным моментом стал технический прогресс. В начале 70-х синтезаторы стоили дорого, поэтому позволить себе их могли только именитые прог-роковые группы - Yes, Pink Floyd, Emerson, Lake & Palmer и далее по списку. Ко второй половине 70-х появились более бюджетные модели, на которые уже можно было накопить молодому человеку.

Пионерами электронно-индустриального панка стали Cabaret Voltaire. Долгое время ребята не записывали альбомов, а просто экспериментировали со звуком и устраивали самодеятельный театр на сцене. В 1977-1978 годах панк быстро начал трансформироваться в новую волну и появился пост-панк. На волне успеха новой культуры в Шеффилде открылся клуб The Limit, где выступали важные группы города - вышеупомянутые Cabaret Voltaire, Йен Марш и Мартин Уэр с вокалистом Филипом Оки под вывеской The Human League, Vice Versa и многие другие. В это же время о новом синтезаторном пост-панке начинают говорить медиа. Одним из главных популяризаторов жанра становится великий радиоведущий Джон Пил, который очень любит электронику. Примерно в это же время становится понятно, что синтезаторную пост-панковую музыку записывают не только в Англии, но и в США и Японии. В Токио это делают Yellow Magic Orchestra, в Нью-Йорке - Suicide, в Лондоне - The Normal.

В 1979 году выходит первый коммерчески успешный хит синтезаторного направления - Are Friends Electric? Гэри Ньюмана. С этого момента на новую сцену обратили внимание мейджор лейблы. Первый альбом Human League, например, выпустил Virgin Records Ричарда Брэнсона. Следующим шагом к успеху синти-звука стал выход альбома Visage группы Visage с хитом Fade to Grey в 1980-м году. Теперь синти-поп постепенно становился мейнстримом, сливаясь с другими жанрами - роком и новой романтикой. Тексты тоже начинают меняться под напором студийных боссов. Вместо пост-панк грусти приходит веселье и гедонизм. Еще одним признаком успеха становится студийная работа. Музыканты получили доступ к дорогим синтезаторам, драм-машинам и другим качественным инструментам. Появляются десятки новых групп - OMD, Duran Duran, Pet Shop Boys, Spandau Ballet, Soft Cell, Eurythmics и далее до бесконечности. В медиа быстро сформировался образ синти-поп звезды. Это обычно два человека - вокалистка/вокалист и синтезаторный нерд. Обыватель был доволен.

В 1978 году Дэниэл Миллер aka The Normal открывает лейбл Mute Records, на который в 1980 году будет подписана главная синти-поп группа всех времен - Depeche Mode . В 1981-м году у ребят выходит первый альбом Speak & Spell. Основным композитором и сонграйтером на лонгплее был Винс Кларк. Его песня Just Can’t Get Enough становится международным хитом. Во время гастролей в группе случился раскол. Кларк не был доволен идеями Мартина Гора и Дэйва Гаана и покинул коллектив. По другой версии его просто коллегиально выгнали, потому что у Гора были сонграйтерские и композиторские амбиции и ему не нужен был конкурент в группе. Кларк быстро организовал популярный синти-дуэт Yazoo с вокалисткой Элисон Мойе, а потом придумал группу Erasure. Depeche Mode же продолжили экспериментировать и искать новый звук.

К середине 80-х практически все группы первой синти-поп волны растеряли популярность. Единственными суперзвездами жанра остались Depeche Mode, которые к 1985 году уже собирали стадионы в США и Европе. На этом история классического синти-попа закончилась.

В середине нулевых снова возник интерес к синти-попу конца 70-х - начала 80-х. Хотя, по факту он никуда и не пропадал, потому что вся современная поп-музыка является синтезаторной. Такие исполнители, как Cut Copy, Ladytron, La Roux, Washed Out вдохновлялись записями Pet Shop Boys, OMD, Ultravox и The Human League. В США появился лейбл Minimal Wave Records, который по сей день выпускает неизвестный или забытый синти-поп 80-х (в нашем фэнзине периодически фигурируют записи лейбла). Поэтому стиль жив и с ним все в порядке.

С чего начать знакомство с жанром.

1. Kraftwerk - Radioactivity

2. Cabaret Voltaire - Nag, Nag, Nag

3. The Human League - Don't You Want Me

4. Visage - Fade To Grey

5. Depeche Mode - Just Can't Get Enough

6. Yazoo - Nobody's Diary

7. A Flock Of Seagulls - Wishing

8. Soft Cell - Tainted Love

9. Bronski Beat - Smalltown Boy

10. Tubeway Army - Are Friends Electric

Предыдущий выпуск:

Мемфис-рэп