Уныние – страшная страсть, которую, по словам преп. Исаака Сирина, человеку непросто увидеть.
Уныние приносит душе тяжесть и человек думает:
«мне тяжело потому что я услышал плохие новости, потому у меня был тяжелый день».
То есть ищет причины во внешних событиях. И это главная ошибка разумения, по словам преподобного Исаака. Человек не понимает причин и ищет их не там, где они.
Человек, подпавший под уныние, не чувствует связи с Богом, Промысла Его Спасительного в своей жизни, не разумеет внутренними очами, что все в Надежных Руках, а тонет в худых обстоятельствах жизни, не имея надежных точек опоры.
Или другой пример:
«Вот раньше я был молод и все у меня шло, а сейчас постарел, уже нет сил».
Уныние может поселиться в душу и ребенка, и взрослого, и старика. Унынию все равно в какую душу прийти. Душа, прилепленная к Богу, либо терпит и вооружается против скорбей и одолевает их. Либо открывает ворота им, и послушно сдается, забывая Бога.
Если уныние видит, что душа духовно ослаблена (страстью, рутиной или подвигом), то приходит и живет в ней. Распускается садом вредоносных сорняков.
«Мне лень, скучно, тоскливо. Зачем что-то делать? Все равно я ни на что не могу повлиять» - вот речи унылого человека.
Нигилизм, безволие, бессилие – все это показатели того, что в душе поселилось уныние и бурно расцвело там.
Аксиома духовной жизни, о которой говорят святые отцы:
Когда в человеке нет тяжелого мрачного духа уныния, а человек живет и движется на волне благодати Божьей и любви (святитель Иоанн Златоуст подчеркивает это), то легко преодолевает все неприятности жизни и даже не замечает их. Причина не во внешних событиях, а в том, что внутри поселилось уныние.
Уныние будет стараться посещать душу всегда, предупреждает преп. Макарий Великий, сравнивая духовную жизнь с сезонами года. Но зная это, надо поступать так, чтобы не давать ходу унынию.
"У природы нет плохой погоды". "У Бога нет плохого". "Каждый день - подарок Бога".
Схожее говорит преп. Антоний Оптинский.
Что характерного об унынии говорят святые отцы?
Преп. Исаак Сирин говорит, что страсть уныния характерна тем, что она наваливается сразу – скорбью (преп. Исаак Сирин «Слова Подвижнические», сл.45).
Если в других страстях идут этапы приражения страстью, то есть страсть происходит постепенно: прилог, сочетание, пленение. То в унынии такого нет: оно наваливается и пленяет сразу, одномоментно, а не последовательно. Преп. Варсонофий Оптинский называет уныние - духовной чумой, которая наваливается комом.
Унынию преп. старец Амвросий Оптинский посвятил стихи, которые многое скажут о ней (Преп. Амвросий Оптинский «Притчи, пословицы, поговорки»):
Скука унынию внука, а лености дочь.
Чтобы прогнать ее прочь,
в деле потрудись,
в молитве не ленись,
тогда и скука пройдет,
и усердие придет.
А если к сему терпения и смирения прибавишь,
то от многих зол себя избавишь
Отчего уныние наваливается?
Уныние имеет три источника:
- Первый. Оно является следствием сладострастных движений, на которые человек подался и забыл Бога (страстные увлечения, азарт, беззаботность и комфорт, многословие и пустословие, блуд и похоть).. Об этом источнике уныния говорит преп. Исаак Сирин : "Уныние рождается от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева". Преп. Иоанн Лествичник говорит о том, что в причине – отсутствие страха Божьего. Человек забывает Бога и потому предается сладким страстям.
- Второй. Оно может приходить к человеку, который не поддавался на страсти, все делал в духовной области. Но на него неожиданно, и казалось бы, беспричинно, наваливаются скорби, тяжесть. И начинает отдалять его от молитвы и духовной жизни. Это есть самое что ни на есть искушение. Если присмотреться глубоко, то причины второго источника и прихода искушения, тоже есть в душе человека: человек делает внешне, а внутренне остывает к духовной жизни. В душе преобладают формализм, автоматизм, привычность, забвение, рутинность духовной жизни. Человек движим внешне привычкой, а внутри холоден. Не потому ли, например, преп. Варсонофий Оптинский замечает, что к молитве всегда себя понуждать надо? Потому что склонен человек впадать в рутину, формализм, привычность. И тут является ему искушение, он утомлен рутиной и легко падает в уныние.
- Третий источник: чрезмерность трудов, максимализм и жадность в духовной жизни. А давай не 5, а 10 молитв буду читать, не день, а неделю пост держать, вообще перестану спать и т.д.. Рвение безумного максимализма: человек хочет добиться быстрых результатов в духовной области, все и сразу. В источнике такого рвения одержимость бесом жадности, страстной ненасытности и безмерия. Об этом говорит преп.Иоанн Лествичник, что уныние часто приходит от чрезмерных трудов. Схожее подчеркивает и преп. Макарий Оптинский.
Что делать против уныния?
- Против уныния приходящего от первого источника (см. выше) надо вооружаться молитвой, трудом, памятью о Боге, терпением, воздержанием, покаянием «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание – телесным трудом… » (преп. Ефрем Сирин). Схожие средства предлагает свят. Тихон Задонский: молиться Богу, просить помощи и трудится духовно и телесно.
- Против второго источника уныния надо вооружаться благодарением Бога (об этом говорит преп. Нил Сорский, а преп. Амвросий Оптинский подчеркивает: подумай, что ты и худшего достоин (т.е. смирись), и уныние уйдет), взыванием к Нему (святитель Иоанн Златоуст), памятью о смерти и наказаниях (преп. Ефрем Сирин).
- Против третьего надо вооружаться молитвой о благоразумии, бдением. Просить у Бога смирения, просить понимания своей меры во всем, разума духовного, как управителя мерой, просить. Молитвы о мере именно своей - правильной, благоразумной, полезной без вреда.
Преп. Нил Синайский во всех случаях уныния предлагает приносить покаяние. Потому что всегда источником уныния является невольная страсть человеческая, а покаяние в ней удаляет от темных, неосознаваемых человеком, сил и прилепляет к Богу. Эти слова схожи по смыслу с теми, что говорит и преп. Марк Подвижник. Он называет уныние духовным крестом, который дается человеку не просто так, а чтобы тот вспомнил о своих бывших согрешениях и покаялся в них. Страсть удаленная из осознания (забытая), но не из человека (т.е. не удаленная осмысленным покаянием и твердым воздержанием ), остается внутри, и тем вреднее: действует тайно и незаметно.
Каждому человеку более свойственен свой источник уныния. Понимая это надо там и быть более внимательным, вооружаться против нее. Но всегда с Богом и по Богу.
- Если человек впечатлительный и сладострастный – больше воздержания, труда, молитвы об укреплении духовной жизни, покаяние в том, что душевно утопаю, а духом Божьим слаб.
- Если человек уныл, так как холоден и склонен к рутине и формализму – оживлять себя новыми молитвами, новыми средствами в духовной жизни. Усиливать новизну: пост построже, молитвы другие применить сильные. Более внимательно и осмысленно читать Евангелия и святых отцов. Удалить лишнюю сонливость и избыток сна. Приносить покаяние о нерадении, о духовном охлаждении – и вернется Божий дух.
- Если человек уныл от неблагоразумия, жадности, склонен к чрезмерности, безрассудным бессмысленным подвигам, то чаще молить о смирении и просить у Бога о мере и духовном разуме. Помня, по словам преп. Антония Великого, что безрассудство, неблагоразумие и чрезмерность имеют в основе ослабленность духовного разума. Молить о нем Бога, и по молитве будет укреплен.
Понравилось – ставьте лайк.
Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.
Добра и благ всем.