Найти в Дзене
Игорь Орлов

Отчего возникает уныние и как его одолеть?

Оглавление
Св.преп. Исаак Сирин Ниневийский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Св.преп. Исаак Сирин Ниневийский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Уныние – страшная страсть, которую, по словам преп. Исаака Сирина, человеку непросто увидеть.

Уныние приносит душе тяжесть и человек думает:

«мне тяжело потому что я услышал плохие новости, потому у меня был тяжелый день».

То есть ищет причины во внешних событиях. И это главная ошибка разумения, по словам преподобного Исаака. Человек не понимает причин и ищет их не там, где они.

Человек, подпавший под уныние, не чувствует связи с Богом, Промысла Его Спасительного в своей жизни, не разумеет внутренними очами, что все в Надежных Руках, а тонет в худых обстоятельствах жизни, не имея надежных точек опоры.

Или другой пример:

«Вот раньше я был молод и все у меня шло, а сейчас постарел, уже нет сил».

Уныние может поселиться в душу и ребенка, и взрослого, и старика. Унынию все равно в какую душу прийти. Душа, прилепленная к Богу, либо терпит и вооружается против скорбей и одолевает их. Либо открывает ворота им, и послушно сдается, забывая Бога.

Если уныние видит, что душа духовно ослаблена (страстью, рутиной или подвигом), то приходит и живет в ней. Распускается садом вредоносных сорняков.

«Мне лень, скучно, тоскливо. Зачем что-то делать? Все равно я ни на что не могу повлиять» - вот речи унылого человека.

Нигилизм, безволие, бессилие – все это показатели того, что в душе поселилось уныние и бурно расцвело там.

Аксиома духовной жизни, о которой говорят святые отцы:

Когда в человеке нет тяжелого мрачного духа уныния, а человек живет и движется на волне благодати Божьей и любви (святитель Иоанн Златоуст подчеркивает это), то легко преодолевает все неприятности жизни и даже не замечает их. Причина не во внешних событиях, а в том, что внутри поселилось уныние.

Святитель Иоанн Златоуст (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Святитель Иоанн Златоуст (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Уныние будет стараться посещать душу всегда, предупреждает преп. Макарий Великий, сравнивая духовную жизнь с сезонами года. Но зная это, надо поступать так, чтобы не давать ходу унынию.

"У природы нет плохой погоды". "У Бога нет плохого". "Каждый день - подарок Бога".

Схожее говорит преп. Антоний Оптинский.

Св. преп. Макарий Великий (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Св. преп. Макарий Великий (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Что характерного об унынии говорят святые отцы?

Преп. Исаак Сирин говорит, что страсть уныния характерна тем, что она наваливается сразу – скорбью (преп. Исаак Сирин «Слова Подвижнические», сл.45).

Если в других страстях идут этапы приражения страстью, то есть страсть происходит постепенно: прилог, сочетание, пленение. То в унынии такого нет: оно наваливается и пленяет сразу, одномоментно, а не последовательно. Преп. Варсонофий Оптинский называет уныние - духовной чумой, которая наваливается комом.

Унынию преп. старец Амвросий Оптинский посвятил стихи, которые многое скажут о ней (Преп. Амвросий Оптинский «Притчи, пословицы, поговорки»):

Скука унынию внука, а лености дочь.
Чтобы прогнать ее прочь,
в деле потрудись,
в молитве не ленись,
тогда и скука пройдет,
и усердие придет.
А если к сему терпения и смирения прибавишь,
то от многих зол себя избавишь
святой преп. Амвросий Оптинский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
святой преп. Амвросий Оптинский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Отчего уныние наваливается?

Уныние имеет три источника:

  • Первый. Оно является следствием сладострастных движений, на которые человек подался и забыл Бога (страстные увлечения, азарт, беззаботность и комфорт, многословие и пустословие, блуд и похоть).. Об этом источнике уныния говорит преп. Исаак Сирин : "Уныние рождается от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева". Преп. Иоанн Лествичник говорит о том, что в причине – отсутствие страха Божьего. Человек забывает Бога и потому предается сладким страстям.
  • Второй. Оно может приходить к человеку, который не поддавался на страсти, все делал в духовной области. Но на него неожиданно, и казалось бы, беспричинно, наваливаются скорби, тяжесть. И начинает отдалять его от молитвы и духовной жизни. Это есть самое что ни на есть искушение. Если присмотреться глубоко, то причины второго источника и прихода искушения, тоже есть в душе человека: человек делает внешне, а внутренне остывает к духовной жизни. В душе преобладают формализм, автоматизм, привычность, забвение, рутинность духовной жизни. Человек движим внешне привычкой, а внутри холоден. Не потому ли, например, преп. Варсонофий Оптинский замечает, что к молитве всегда себя понуждать надо? Потому что склонен человек впадать в рутину, формализм, привычность. И тут является ему искушение, он утомлен рутиной и легко падает в уныние.
  • Третий источник: чрезмерность трудов, максимализм и жадность в духовной жизни. А давай не 5, а 10 молитв буду читать, не день, а неделю пост держать, вообще перестану спать и т.д.. Рвение безумного максимализма: человек хочет добиться быстрых результатов в духовной области, все и сразу. В источнике такого рвения одержимость бесом жадности, страстной ненасытности и безмерия. Об этом говорит преп.Иоанн Лествичник, что уныние часто приходит от чрезмерных трудов. Схожее подчеркивает и преп. Макарий Оптинский.

Что делать против уныния?

  • Против уныния приходящего от первого источника (см. выше) надо вооружаться молитвой, трудом, памятью о Боге, терпением, воздержанием, покаянием «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание – телесным трудом… » (преп. Ефрем Сирин). Схожие средства предлагает свят. Тихон Задонский: молиться Богу, просить помощи и трудится духовно и телесно.
Св.преп. Ефрем Сирин (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Св.преп. Ефрем Сирин (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Святитель Тихон Задонский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Святитель Тихон Задонский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

  • Против второго источника уныния надо вооружаться благодарением Бога (об этом говорит преп. Нил Сорский, а преп. Амвросий Оптинский подчеркивает: подумай, что ты и худшего достоин (т.е. смирись), и уныние уйдет), взыванием к Нему (святитель Иоанн Златоуст), памятью о смерти и наказаниях (преп. Ефрем Сирин).
  • Против третьего надо вооружаться молитвой о благоразумии, бдением. Просить у Бога смирения, просить понимания своей меры во всем, разума духовного, как управителя мерой, просить. Молитвы о мере именно своей - правильной, благоразумной, полезной без вреда.

Преп. Нил Синайский во всех случаях уныния предлагает приносить покаяние. Потому что всегда источником уныния является невольная страсть человеческая, а покаяние в ней удаляет от темных, неосознаваемых человеком, сил и прилепляет к Богу. Эти слова схожи по смыслу с теми, что говорит и преп. Марк Подвижник. Он называет уныние духовным крестом, который дается человеку не просто так, а чтобы тот вспомнил о своих бывших согрешениях и покаялся в них. Страсть удаленная из осознания (забытая), но не из человека (т.е. не удаленная осмысленным покаянием и твердым воздержанием ), остается внутри, и тем вреднее: действует тайно и незаметно.

преп. Нил Синайский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
преп. Нил Синайский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Каждому человеку более свойственен свой источник уныния. Понимая это надо там и быть более внимательным, вооружаться против нее. Но всегда с Богом и по Богу.

  • Если человек впечатлительный и сладострастный – больше воздержания, труда, молитвы об укреплении духовной жизни, покаяние в том, что душевно утопаю, а духом Божьим слаб.
  • Если человек уныл, так как холоден и склонен к рутине и формализму – оживлять себя новыми молитвами, новыми средствами в духовной жизни. Усиливать новизну: пост построже, молитвы другие применить сильные. Более внимательно и осмысленно читать Евангелия и святых отцов. Удалить лишнюю сонливость и избыток сна. Приносить покаяние о нерадении, о духовном охлаждении – и вернется Божий дух.
  • Если человек уныл от неблагоразумия, жадности, склонен к чрезмерности, безрассудным бессмысленным подвигам, то чаще молить о смирении и просить у Бога о мере и духовном разуме. Помня, по словам преп. Антония Великого, что безрассудство, неблагоразумие и чрезмерность имеют в основе ослабленность духовного разума. Молить о нем Бога, и по молитве будет укреплен.

Понравилось – ставьте лайк.

Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.

Добра и благ всем.