На занятиях с дошкольниками необходимо создавать оптимальные условия для развития творческой личности ребенка на основе его индивидуальных возможностей, учитывая интересы ребенка.
Ставим задачи на занятиях по программе: «Страна Сообразилия».
Задачи:
- развивать любознательность и сообразительность при преодолении трудных ситуаций;
- развивать логическое мышление, интеллектуальные способности ребенка;
- обучать дидактическим играм, стимулируя при этом умственную активность;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность, доброжелательность к другим детям.
2. Дидактические игры.
Развивать внимание, образную память, совершенствовать восприятие контура и частей предметов, учить детей оценивать результаты собственной деятельности. Развивать наблюдательность, учить детей рассказывать о своих наблюдениях. Игра «Узнай предмет». Игра «Что лишнее?» и т.п.
3. Счёт.
Знакомство с историей возникновения счета. Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать. Считаем до 5. Упражнять детей в умении употреблять пространственные термины, решать и записывать арифметические упражнения, Упражнять в установлении взаимно-однозначного соответствия 1:2. Упражнять детей в счете от промежуточного числа. Упражнять в нахождении сходства и различий. Упр. на закрепление представления о функции знаков «больше», «меньше». Игра «Найди "равное"».
4. Геометрические фигуры.
Упражнять в нахождении геометрических фигур в сюжетных рисунках, развивать восприятие. Упражнение "Нахождение четырехугольников в сюжетных рисунках". "Круг". "Овал". Учить находить в бессюжетном рисунке знакомые геометрические фигуры. Упражнять в ориентировке на прямоугольнике. Упражнять в рисовании геометрических фигур по клеткам. Упражнять в зарисовке фигур на бумаге в клетку. Упражнять детей в складывании фигур по расчлененному образцу.
6. Время. Времена года.
Обобщить представления детей о временах года и названиях месяцев. Дать детям первоначальное представление о времени, познакомить с длительностью минутного интервала, учить оценивать длительность своей работы. Познакомить с часами как прибором, измеряющим время, историей возникновения часов.
Задачи.
Развивающая.
Развивать творческие способностей детей с учетом индивидуальных особенностей и специфики возраста: воображение; фантазию; познавательные интересы.
Образовательная.
Учить детей преодолевать трудности в приобретении новых знаний, умений, навыков.
Воспитательная.
Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи и поддержки, самостоятельности, усидчивости, дисциплинированности, вежливого обращения к старшим и друг к другу.
Примерные конспекты занятий
Количество и счёт. Число и цифра 1.
Цели.
Познакомить детей с числом и цифрой 1.
Закрепить понятие "Один- много".
Формировать умение считать предметы.
Упражнять в написании цифры 1.
Материал.
Картинки с изображением предметов одного и много. Персонаж, раздаточный материал.
Ход занятия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, сколько у нас в кабинете окон? - Одно,
- Сколько в кабинете стульев – Много.
- Сколько в кабинете шкафов – один.
- Сколько в кабинете столов - много.
Игра «Один - много»
- Сейчас я буду вам показывать картинки, а вы поднимаете руку, если предмет один, а если много, хлопаете в ладоши.
Овощи – много.
Животные - по одному.
- Что бывает только по одному?
Чего бывает много.
Много снега – много хлеба. Чего бывает много на улице Много домов, много машин.
- Что у человека по одному? Один нос, один рот, одна голова, одно сердце.
Число один обозначается цифрой один.
- Вот какое стихотворение написал поэт про цифру 1.
А похожа единица
На крючок, на гвоздь, на спицу.
А ещё немного, может, на свечу она похожа.
- К нам пришёл Знайка и принёс вам письма.
- Откройте конверты и достаньте письма, которые вам принёс Знайка.
- Давайте посмотрим, что здесь изображено.
Рассматриваем письма и выполняем задания.
Количество и счёт. Число и цифра 2.
Цели.
Познакомить детей с образованием и свойством числа 2 и цифрой 2.
Познакомить с понятием пара.
Формировать умение считать предметы.
Упражнять в написании цифры 2.
Материал.
Изображения двух снеговиков, карточки с цифрой два, конверты, картинки, парные предметы
Ход занятия.
Ребята, отгадайте загадку:
Он – большой, холодный, белый,
Сделан во дворе из снега.
Вместо шляпы и пальто
У него одно ведро.
Вместо глазок - угольки,
Руки снежные комки,
У него морковка – нос,
Любит холод и мороз.
(Демонстрация снеговика).
- Сколько снеговиков пришло к вам в гости? 1
-Давайте вспомним, какой цифрой изображается число 1 (Выложить из палочек).
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы получилось два снеговика? Надо, чтобы пришёл ещё один снеговик. То есть прибавить ещё 1 снеговика.
- Сколько стало снеговиков? 2
Итак, ребята, сегодня у нас в гостях число 2.
Игра «Кто быстрей»
- Я буду читать загадки, если вы услышите число 2, нужно поднять две руки.
Деревянных два коня, вихрем мчат с горы меня.
У коней обычай свой. Летом спят, бегут зимой. (Лыжи)
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы)
Знакомство с понятием «пара».
Педагог парные вещи раскладывает в разных частях стола. Варежки, носочки, тапочки.
- Ребята, нужно найти пару нашим вещам, чтобы снеговики могли пойти на прогулку.
Знакомство с цифрой 2.
- Ребята, число два обозначается цифрой 2. (Демонстрация)
На что похожа цифра два?
Два похожа на гусёнка.
С длинной шеей, клювом тонким.
А что у человека по два?
Две руки, две ноги….
Снеговик- почтовик принес нам новые письма. Давайте посмотрим, что там? (Работа с текстами).
Итог. С какой цифрой мы познакомились? 2 и числом -2
Количество и счёт. Число и цифра 3.
Цели.
Познакомить детей с числом и цифрой 3.
Познакомить с образованием числа 3 путём прибавления единицы к числу 2
Упражнять в порядковом счёте.
Закреплять понятия: высокий, низкий, одинаковый.
Материал.
Изображения трёх поросят, карточки с цифрой 3, конверты, картинки, счёты, шишки
Ход занятия.
Ребята, отгадайте загадку:
Хвост крюком, нос - пятачком. Кто это? Поросёнок.
Сегодня к нам пришли три поросёнка из сказки про трёх поросят. Кто знает, как их звали? Ниф Ниф, Наф Наф и Нуф Нуф.
Какой цифрой мы обозначим число поросят? (3)
Показ цифры 3.
А вот это – посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка-третий из значков –
Состоит из двух крючков.
Белочка на новоселье подарила поросятам шишки, а они никак не могут их сосчитать. Давайте поможем поросятам.
У 1 поросёнка 1+1+1= 3 шишки
У 2 поросёнка 1+1+1= 3 шишки
У 3 поросёнка 1+1+1= 3 шишки
Счёт шишек, у каждого поросёнка по 3 шишки, у всех вместе - много шишек, счёт на счётах: прибавление по одному: 1+1+1 =3
Мы помогли поросятам посчитать шишки, и они нам подарили интересные картинки. Давайте их рассмотрим.
Работа в тетради.
Итог. С какой цифрой мы познакомились? 3 и числом -3
Количество и счёт. Цифра 4. Времена года .
Цели и задачи.
Познакомить с числом и цифрой 4.
Учить считать в пределах четырёх.
Познакомить с образованием числа 4 путём прибавления единицы к предыдущему числу.
Закрепить знание времён года.
Педагог.
Ребятки, сегодня нас пришёл поздравить с праздником 8 марта Мишутка.
Сколько на картинке сердечек? Четыре. Покажите самое большое сердце. Самое маленькое?
Когда же приходит к нам праздник 8 Марта? Весной.
Послушайте загадку.
Ожил лужок, тает снежок, день прибывает, когда это бывает? Весной.
Какое время года было перед весной?
Дел у меня не мало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня… ( зима)
После весны наступает Лето
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, когда это бывает? Летом.
Про какое время года следующая загадка?
Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят и летят, летят, летят… Осень.
Отгадки сопровождаются показом картинок.
Зима, весна, лето, осень. Что это? Как они называются вместе? Времена года.
Ребятки, давайте посчитаем, сколько у нас времён года? 4
Игра « Что лишнее?»
Мама решила на праздник сделать винегрет из овощей. Демонстрация картинок: 4 овоща и один фрукт.
Как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? Яблоко? Почему? Это фрукт
- Сколько картинок с овощами? 4
- В какое время года собирают овощи? Осенью.
Мишутка пригласил на праздник мам с детками.
Вопросы по картинке.
Сколько мам? Как называются детки каждого зверя. Кто самый большой? Кто самый маленький. Сколько деток у каждой мамы. Найти деток. Соединить линией.
У кого больше всего деток? У утки сколько? 4 Работа с листом и цифрой 4.
- Когда мы лепим снеговиков? Зимой. Когда распускаются листья на деревьях? - весной. Когда мы празднуем 8 марта? Весной - Сколько чашек у нас будет на столе 4.
Сколько времён года? 4. Назовите: Зима. Весна. Лето. Осень. Мишутка очень рад, что побывал с вами на занятии.
Времена года. Осень.
Цели и задачи.
Дать знания о времени года.
Закрепить счёт в пределах 5.
Закрепить понятие – сравнение.
1. Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
2. Осень- время года. (Картинка)
У осени три осенних месяца. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь ( Картинки).
3. Что бывает осенью?
Дождь, листопад, сильный ветер, холод и даже – снег. (Картинки.)
4. Осенью собирают урожай.
Овощи и фрукты. Давайте назовём. (Картинки)
Свёкла, морковь, картофель капуста, яблоко. Что лишнее. Яблоко- это фрукт.
5. Фильм. Ноябрь.
6. Нарисовать в тетрадке тучу. Из тучи идёт дождь.
-Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди!
Желаем творчества!